Радуга Звуков

Как облегчить слабослышащим людям телефонный разговор?

Многим слабослышащим людям это было ясно уже давно, но лишь теперь швейцарские исследователи из Берна доказали: общаться через телефонные службы в Интернете гораздо лучше, чем с помощью традиционного телефона. 

Иногда случай может привести ученых к неожиданному открытию. Георгиос Мантокудис, врач-оториноларинголог из Бернского Островного госпиталя, вот уже несколько лет не мог разговаривать по телефону с бабушкой, проживающей в Греции, потому что пожилая дама плохо слышала. Однажды Мантокудис общался по телефонной службе Skype с двоюродной сестрой, и бабушка случайно присутствовала при этом разговоре. О чудо – наконец-то она смогла понять внука. Как это случилось?

Мантокудис отреагировал немедленно. Вместе с коллегой Паскалем Зенном, специалистом оториноларингологической клиники Бернского университета, он собрал группу студентов, чтобы докопаться до сути этого феномена. Они намеревались узнать, какую пользу может принести видео-телефония через Интернет с помощью таких программ, как Skype и MSN, и не только слабослышащим людям, но и людям с «искусственным» слухом (владельцам кохлеарных имплантов и пр.).

Лучшее слуховое понимание
Ученые уже давно подозревали, что компьютер позволяет добиться лучшего слухового понимания, потому что расширенная полоса пропускания обеспечивает лучшее качество звука. Если частотный диапазон традиционного телефона ограничивается частотами от 300 до 3400 Гц, то при Интернет-телефонии передаются и более высокие частоты, что особенно важно при понимании таких звуков, как /ф/, /с/ или /т/. Новые программы (Skype и др.) могут сохранять качество звукового сигнала практически неизменным.

Нормальному слуху, как правило, достаточно полосы пропускания обычного телефона. Но для слабослышащих людей отсутствие высоких частот является критическим фактором, мешающим понимать услышанное. Именно этот недостаток и устраняет Интернет-телефония. Она передает кристально чистый частотный диапазон от 200 до 8500 Гц.

В клиническом исследовании Бернского Островного госпиталя, которое должно было определить преимущества широкополосной передачи через Интернет для слабослышащих людей по сравнению с традиционным телефоном, приняли участие в общей сложности 31 человек. Из 21 слабослышащих испытуемых 11 имели кохлеарный имплант, а 10 человек страдали потерей слуха средней степени. Пять мужчин и пять женщин с нормальным слухом составили контрольную группу. Разное качество звука телефона и Интернета имитировалось с помощью специальной компьютерной программы. Участникам исследований предъявлялись односложные слова в тишине и целые фразы на фоне шума.

Исследования подтвердили качество Интернета
Полученные результаты однозначно показали, что качество звука в Интернете значительно превосходит качество телефонного сигнала. Понимание услышанного в среднем оказалось выше на 15% для односложных слов и на 25% для фразового теста. «Хотя исследование проводилось в идеальных лабораторных условиях, можно смело сказать, что Интернет-телефония значительно облегчает пользование телефоном людям, имеющим слуховые аппараты или кохлеарные импланты. Поэтому я настоятельно рекомендую им пользоваться этой формой коммуникации, тем более что она, как правило, бесплатна», – заявил руководитель исследований, доктор Паскаль Зенн. Однако при этом важно, чтобы компьютер был оснащен микрофоном и колонками очень высокого качества, и чтобы собеседники использовали для коммуникации одну и ту же программу, например, Skype.

Примерно 30% владельцев слуховых аппаратов и кохлеарных имплантов не могут пользоваться традиционным телефоном, хотя уже давно выпускаются телефоны, совместимые со слуховыми аппаратами, например, шведской фирмы Doro. Поэтому многие из них предпочитают общаться с помощью коротких текстовых сообщений или SMS, посылая их по сотовому телефону или через Интернет (электронная почта, социальные сети и др.). Однако пожилым людям довольно трудно овладеть Интернетом. «Здесь требуются определенные улучшения, например упрощенная инсталляция, – говорит главный автор исследований Георгиос Мантокудис. – Вывод, которым мы сделали по итогам исследования, важен для всех слабослышащих людей. Одно лишь знание о преимуществах Интернет-телефонии должно побудить их скачивать бесплатные программы».

Исследования будут продолжены
Исследователей активно поддерживает директор клиники, профессор Марко Каверсаччо. Он тоже верит в то, что Интернет-телефония обладает огромным потенциалом: «Телекоммуникация приобретает все большую важность для пожилых людей, так как в современном обществе члены одной семьи чаще, чем прежде, проживают на значительном расстоянии друг от друга. Улучшенные возможности коммуникации с благодарностью примут многие люди».

Заведующий кафедрой нарушений слуха и речи Бернского университета, профессор Мартин Компис считает, что Интернет-телефония не только предлагает практические преимущества, но и позволяет получить новые научные знания. «В течение десятилетий традиционная телефония оставалась злободневной темой для проведения исследований слуха и речи. Не исключено, что в ближайшее время Интернет-телефония станет таким же пристальным предметом исследований. Особую важность могут представлять и другие преимущества Интернета – например, возможность одновременной передачи звука и видеоизображения. Наша исследовательская группа уже продолжила исследования в этом направлении».

Как действует Интернет-телефония
Корнями в Грецию уходит не только стимул к проведению швейцарских исследований, но и соответствующая терминология. Телефония (от греческих слов «теле» – далеко и «фоне» – голос) обозначает речевую коммуникацию с помощью технических приспособлений, таких, например, как телефонная сеть. Коммуникация через Интернет основывается на Интернет-протоколе, или IP. Поэтому техника, которая позволяет обмениваться телефонными сообщениями через World Wide Web, называется Voice-over-IP (голос-через-IP) или сокращенно VoIP. Она действует следующим образом: микрофон записывает голос пользователя, компьютер преобразует устную речь в цифровые данные, так называемые пакеты данных, которые пересылаются через Интернет на принимающий компьютер в любом конце света, и там вновь преобразуются в речь. После этого через колонки можно наконец-то услышать голос собеседника. Этот разговор так же, как и телефонный, ведется в режиме реального времени.

VoIP на основе Интернет-телефонии имеет еще одно преимущество: в отличие от междугородней телефонной связи эта техника гораздо дешевле. Люди часами и совершенно бесплатно могут общаться с родственниками или друзьями, живущими и работающими за границей. Пока невозможно сказать, не вытеснит ли VoIP в один прекрасный день традиционный проводной телефон, но уже сегодня Интернет-телефония является популярным дополнением к стационарному телефону. И чем больше практичных функций сможет предоставить VoIP, тем чаще пользователи будут отдавать предпочтение Интернет, а не традиционной телефонии.

Бесплатное общение по всему миру
Skype является самой большой и самой известной телефонной службой в сети Интернет. В первом полугодии 2010 г. 560 миллионов клиентов Skype провели в телефонных разговорах невообразимое количество времени – 180 000  лет. Ежедневно к ним прибавлялись 400 000 новых клиентов. Программу можно скачать бесплатно. Тем самым человек превращает свой компьютер в телефон и может звонить по всему миру. Имя пользователя, введенное при скачивании, используется в качестве телефонного номера. Разговоры становятся платными лишь тогда, когда вы набираете через Skype номер проводного или мобильного телефона. Помимо этого, можно выбрать и другие службы в Интернете, такие, как ICQ, iChat, MSN или Yahoo Messenger. Но они никогда не смогут составить серьезной конкуренции Skype.

Все, что нужно для бесплатной телефонии – компьютер с микрофоном и колонками, подключенный к сети Интернет. Сегодня этим располагают почти все модели компьютеров, имеющиеся в продаже. А если подключить к компьютеру или встроить прямо в него web-камеру, то вы сможете видеть своего собеседника, словно по видео-телефону, и говорить с ним в режиме реального времени.

Д-р Герман Нильсон




Возврат к списку