О звуке
Наш мир наполнен тысячами звуков: громкие, резкие, мелодичные, тихие, раздражающие, или, наоборот, успокаивающие. Мы слышим голоса людей, музыку, шум города, шелест травы и пение птиц. И нам трудно представить мир, в котором царит тишина.
В России более 13 миллионов глухих и слабослышащих людей. Около двух миллионов их них – дети.
Степану 7 лет. Он учится в первом классе обычной школы и ничем не отличается от своих ровесников – общается с друзьями, ходит на экскурсии, занимается музыкой. Сейчас в это трудно поверить, но первые три года своей жизни мальчик ничего не слышал.
«Это было в феврале, мы пришли домой после больницы, когда нас выписали, – рассказывает Наталья, Мама Степана. – У него широко раскрылись глаза, он стал прислушиваться, потому что везде, со всех сторон разные звуки – там птички, тут голос мамы. Для него всё это было необычно. И мы по его глазам поняли, что наш ребенок, наконец, слышит, и для нас это была самая большая радость в жизни».
О слухе
Слух. С его помощью мы воспринимаем окружающий мир во всем его разноголосии. Звук рождается при вибрации какого-либо упругого тела, например, струны. В воздухе возникают колебания – звуковые волны. Они распространяются от источника звука по всем направлениям. Человек способен воспринимать звуки частой от 16 до 20000 Герц. Звук ниже диапазона нашей слышимости – инфразвук, выше – ультразвук.
«Слух – это восприятие звуков из окружающей среды, получении звуковой и речевой информации, – говорит Александр Пашков, руководитель отдела аудиологии, слухопротезирования и слухоречевой реабилитации клинической больницы № 86 ФМБА России. – Сама по себе природа звука – это колебание воздушной среды. Но дело в том, что мозг человека не воспринимает какие-либо колебания. Он воспринимает только электрические импульсы».
Звуковые волны попадают в наружный слуховой проход, вызывая колебания барабанной перепонки. Слуховые косточки, расположенные в среднем ухе, передают колебания во внутреннее ухо – улитку. Именно она отвечает за восприятие звуков различной частоты. В улитке расположены чувствительные волосковые клетки. Они преобразуют механические колебания в электрические импульсы, которые через слуховой нерв передаются в головной мозг.
«Информация в виде электрических импульсов попадает на кору головного мозга, где происходит анализ звуковой информации. В соответствии с этим происходит принятие какого-то решения», – продолжает Александр Пашков.
Совокупность органов слуха – рецепторных и нервных структур – это слуховой анализатор, который и обеспечивает восприятие звуковых колебаний. В коре головного мозга хранятся шаблоны окружающих нас звуков – знакомые голоса, музыка или сигналы, предупреждающие об опасности. Это помогает мозгу быстрее отличить знакомые звуки от незнакомых и вовремя отреагировать.
О потере слуха
Расстройства слуха снижают качество жизни. Они бывают врожденными, то есть генетическими, и приобретенными. В последнем случае человек часто даже не подозревает, что с его слухом что-то не так.
«Почему мы страдаем запущенными случаями? Потому что очень долго человек не хочет сознаться в том, что он плохо слышит, он делает радио громче, он делает телевизор громче, вместо того, чтобы обратиться к врачу. Если окружающие не обратят на это внимание, человек может и сам обратить на это внимание», – рассказывает Сергей Зубов, руководитель отдела новой техники ведущего предприятия по производству слуховых аппаратов и сурдоакустической техники ООО "Исток Аудио Трейдинг".
Врачи говорят о нарушении слуха, когда человек воспринимает звук от 25 дБ. Децибел (dB, дБ) – относительная логарифмическая единица измерения уровня звукового давления, которая связана с громкостью звука. Например, шепот – звуковое давление в 10 дБ, 20 дБ – норма шума в жилых помещениях, 40 дБ – приглушенный разговор, 80 дБ – шум работающего двигателя грузового автомобиля. Диагноз глухота ставится тем, кто воспринимает звук только от 90 дБ.
Причина снижения слуха – отказ одной из частей слухового анализатора. Возможных причин множество. Например, заболевания, такие, как сахарный диабет или злокачественные опухоли. Некоторые антибиотики могут оказаться губительными не только для вирусов и бактерий, но и для волосковых клеток внутреннего уха.
« Существует несколько разновидностей нарушений слуха, и если мы говорим о глубоких нарушениях, то в большинстве случаев их природа как раз лежит в нарушении функционирования сенсорных волосковых клеток улитки, – говорит Александр Пашков. – Повреждение именно этого рецепторного отдела как раз ведет к глубоким, тяжелым нарушениям слуха».
Возраст – ещё одна причина снижения слуха. Работа слухового анализатора во многом зависит от непрерывного тока крови. С возрастом кровеносные сосуды могут постепенно сужаться. В результате возникает нарушение слуха, в частности, старческая тугоухость. Сначала окружающие звуки могут казаться не тихими, а наоборот, слишком громкими. Слух как будто обостряется.
«Ненормальное функционирование сенсорного аппарата субъективно приводит к тому, что человек воспринимает какие-то звуковые явления как недостаточными, так и чрезмерно избыточными, – продолжает Александр Пашков. – То есть незначительное повышение громкости для человека с нормальным слухом остается незаметным, а человек с нарушенной функцией такое повышение громкости и интенсивности звука воспринимает субъективно как раздражающее его».
Потеря слуха происходит постепенно, причем не по всем частотам одинаково. То есть это нельзя сравнить, например, с уменьшением громкости телевизора. Некоторые звуки так же хорошо слышны, как и раньше. Другие же становятся тише и постепенно исчезают совсем.
«Если потеря слуха связана со звукопередачей, то есть это барабанная перепонка, слуховые косточки, тогда больше будут страдать низкочастотные компоненты, – говорит Иса Мухамедов, ведущий научный сотрудник отдела заболеваний уха ФГБУ «Научно-клинический центр оториноларингологии» ФМБФ России. – Когда идет поражение сенсорно-неврального аппарата, поражение волосковых клеток – слухового анализатора, то есть не передающего, а воспринимающего компонента, то в первую очередь могут страдать высокие частоты».
С возрастом чаще всего становятся недоступны звуки высоких частот, а именно на этих частотах звучит человеческая речь. То есть человек слышит хорошо, но не понимает, что именно ему говорят.
«Когда идут возрастные изменения, чаще всего страдает сенсорно-невральный аппарат и нарушается восприятие высокочастотного диапазона звуков, – продолжает Иса Мухамедов. – Поэтому пожилые люди часто говорят: «Я не слышу, как говорит внучка, но слышу мужчину, говорящего басом». То есть низкочастотный аппарат не страдает, а высокочастотный может страдать в первую очередь».
Слуховые аппараты
К сожалению, в большинстве случаев тугоухость носит необратимый характер и не поддается лечению. В этом случае поможет слухопротезирование.
«Мы с вами находимся на участке внутриушных слуховых аппаратов. Здесь собираются внутриушные изделия, – рассказывает Сергей Гладченко, руководитель лаборатории отопластики предприятия по производству слуховых аппаратов и сурдоакустической техники ООО "Исток Аудио Трейдинг". – В настоящее время мы имеем возможность получить скан слепка в течение нескольких секунд при наличии сканера на месте, где происходит заказ. Здесь специалисты моделируют будущие варианты корпусов или вкладышей, и с помощью специального 3D-принтера выращивается точная копия этих моделей».
Современные слуховые аппараты – внутриушные и заушные – практически незаметны для окружающих. Они не только регулируют громкость. Их главная задача – помочь слабослышащим услышать звуки так, как их слышит здоровый человек.
«Сейчас всем давно известно, что потеря слуха собственно происходит по частотам. И нарушение слуха также следует корректировать по этим частотам, – продолжает Сергей Гладченко. – В этой связи и аппараты должны усиливать звуки на разных частотах по-разному. Но это самое простое. Кроме того, вам необходимо отфильтровывать какие-то звуки, возможно, те, которые идут сзади».
Ухо здорового человека способно различать не только частоту и громкость звука, но и определять, где и на каком расстоянии находится его источник. Благодаря работе слухового анализатора мы понимаем, справа или слева от нас говорит собеседник, автомобиль сигналит за спиной или впереди. В работе слухового аппарата функцию анализатора выполняет электронный процессор.
«Последние слуховые аппараты, как правило, двухмикрофонные, и в них можно формировать диаграмму направленности этих микрофонов, – говорит Сергей Зубов. – Например, человек сидит за рулем, а пассажиры сзади. Такие переключения бывают очень полезны. И более того, есть алгоритм, который делает это динамически, то есть если заговорили слева, то направленность микрофонов повернулась налево, сзади – она переключилась назад, кто-то говорит спереди – она сфокусировалась на впереди говорящего».
Но как бы ни были совершенны слуховые аппараты, человеку, который впервые использует их, в буквальном смысле приходится заново учиться слышать. И чем он старше, тем сложнее ему привыкнуть к новому звучанию мира.
«Лет 10-15 назад это была огромная проблема – поздно оглохшие люди, – говорит Юлия Сафонова, доцент кафедры реабилитации МГТУ им. Н.Э.Баумана. – Сейчас уже современные слуховые аппараты могут им помочь, но остается психологический барьер. Человек всё время ожидает, то он будет слышать так же, как слышал, когда у него всё было в порядке со слухом. Вот в чем проблема».
Звуки, которые слышит человек через слуховой аппарат, конечно похожи на те, которые воспринимает здоровое ухо, но только отдаленно. У Светланы нарушения слуха начались в возрасте семи лет, и к пятнадцати годам девушка почти полностью потеряла слух. Но со временем она научилась слышать мир через слуховой аппарат.
«Раньше я разбирала слова и звуки более точно. А сейчас всё расплывчато, непонятно немножко, - говорит Светлана. – Сейчас я слышу так, как будто нахожусь под водой: все звуки расплывчатые, нечёткие».
К такому звучанию можно привыкнуть, но в мире звуки не существуют каждый по отдельности. Как правило, нас окружает множество разных звуков. Если прислушаться и попытаться выделить какой-то, мы даже не сможем их пересчитать. Звуков слишком много. 90% из них мы что называется, «пропускаем мимо ушей».
«Дело в том, что наше ухо привыкает подстраиваться. Когда мы идем по коридору или едем в метро, мы привыкли вычленять тот звук, который нам нужен – голос, - продолжает Юлия Сафонова. – А поздно оглохший человек, который надевает слуховой аппарат, слышит сразу всё. Его ухо ещё не подстроилось, оно не умеет вычленять нужные звуки. И в слуховом аппарате такой человек становится как будто оглушенным».
Чтобы мозг мог адаптироваться к новому звучанию, нужно время. У некоторых на это уходит несколько недель, у других – больше года. Единственное, что остается сложным даже для самого совершенного аппарата – это человеческая речь.
«Она сложна, она быстро изменчива, потому что мы говорим то громко возбужденно, то тихо шепчем, то как-нибудь проникновенно, - отмечает Сергей Зубов. – И аппарат не всегда успевает адаптироваться к этому».
Когда в тихой комнате собеседники говорят один на один, речь звучит довольно отчетливо. Но на уделенном расстоянии – в шумном помещении или при разговоре нескольких собеседников – разобрать отдельные слова становится трудно.
«Речь слышу, но слова не все разбираю, поэтому в-основном считываю с губ, – говорит Светлана. – Если человек отвернется, то я не смогу понять, что он говорит. Услышу, что он что-то говорит, но что именно – нет, слова не разберу».
Индукционные системы
«Больше всего проблем слабослышащие испытывают в шумной обстановке. Они не разбирают слова так же хорошо, как их разбирают люди с нормальным слухом, – рассказывает Алексей Раков, ведущий специалист по реабилитационной технике предприятия по производству слуховых аппаратов и сурдоакустической техники ООО "Исток Аудио Трейдинг". – Чтобы повысить разборчивость речи, чтобы человеку было понятнее то, что ему говорит собеседник, разработаны и внедрены системы индукционной связи».
Индукционная система преобразует акустический сигнал, например, речь, в электромагнитный, который беспроводным способом передается на индукционную катушку слухового аппарата. Катушка улавливает электоромагнитный сигнал и снова преобразует его в звук. С помощью переключателя на слуховом аппарате можно блокировать лишние внешние звуки и усиливать те, которые идут от индукционной системы.
«Слуховой аппарат слабо слышащего человека переключается в специальный режим Т, – продолжает Алексей Раков. – В этом режиме отключается микрофон слухового аппарата, и человек слышит только ту информацию, которая ему передается через индукционную систему. То есть человек непосредственно получает звук прямо в ухо».
«Если брать сигнал с микрофона телефонной трубки, то такие звуки, как лай собаки или разговор на кухне – это всё с точки зрения разговора по телефону для плохослышащего – шумы. И при восприятии сигнала с микрофона человек их слышит, – поясняет Сергей Зубов. – А когда звук передается непосредственно с катушки, он слышит только телефонную линию без всяких остальных шумов».
Индукционные системы незаменимы в местах большого скопления людей, где важно быстро получить нужную информацию: аэропорт, железнодорожный вокзал, билетная касса, кинотеатр, аудитория вуза.
МГТУ им. Н.Э.Баумана – один из первых в стране университетов, который стал внедрять в своей практике новое техническое оборудование для слабослышащих студентов.
«Я сначала планировал поступить в МИИТ, то есть в железнодорожный вуз, – рассказывает Дмитрий, студент. – Почему передумал? Потому что в Бауманском есть специальная кафедра ГУИМЦ – это кафедра для слабослышащих».
В таких аудиториях речь преподавателя одинаково хорошо слышна на любом расстоянии, но, самое главное, слабослышащие могут учиться в общем потоке, то есть вместе с остальными студентами. Раньше это было практически невозможно.
«Есть же огромные аудитории вуза, где в общих потоках общий фон шума достигает 60 дБ: кто-то шуршит, кто-то разговаривает, – говорит Юлия Сафонова. – Речь преподавателя тоже, как правило, 60 дБ».
«Без радиоклассов незнакомые технические термины сложно воспринимать, потому что ты не всё слышишь – расшифровку, например, буквы, - продолжает Дмитрий. – В радиоклассах можно это слышать. Услышал термин и записал, потом разобрался. Если ты не понимаешь термины, то значит, и материал не будешь усваивать».
Кохлеарная имплантация
Но как бы ни были совершенны слуховые аппараты, слухопротезирование не поможет людям с тотально глухотой. Чаще всего глухота – врожденное заболевание. Узнать заранее, будет ли ребенок слышать, практически невозможно. Более 90% глухих детей рождаются у слышащих родителей.
«Чаще всего это и бывает неожиданно, – говорит Иса Мухамедов. – Родители говорят: мы полноценны, у нас никаких проблем нет. А ребенок может родиться глухим. Вот в данном случае есть такое понятие – рецессивный ген. То есть мама имеет половину гена, отец имеет половину гена. И вот когда они соединятся, будет ген глухоты. И в тоже время болезнь мамы, которую она могла перенести на ногах и не почувствовать этого, может повлиять на то, что ребенок родится глухим или слабослышащим».
Кохлеарная имплантация – единственная возможность слышать для таких детей. Имплант состоит из двух частей – внутренней и наружной. Внутренняя – это приемник и электродная решетка, наружная – это микрофон и процессор звука. Он может быть заушным или карманным.
«Сам процессор находится в заушной области, - рассказывает Елена Мунтян, тренер по слухоречевой реабилитации ООО "Исток Аудио". – Звук попадает через микрофон, обрабатывается и посредством радиоволн передается через передающую катушку, которая крепится с помощью магнита. Внутри, под кожей, на кости размещается тело импланта, на котором также есть магнит, собственно за счет чего и происходит крепление внешней части на голове».
Работает это так: микрофон в аппарате улавливает звуки, передает их в речевой процессор, где они кодируются в электрические импульсы. Процессор передает импульсы приемнику, приемник – вживленным электродам. Электрические импульсы стимулируют слуховой нерв. Дальше всё как у здорового человека: сигналы от слухового нерва поступают в слуховой центр мозга, который распознает эти сигналы как звуки.
Слух появляется спустя некоторое время. Для ребенка научиться слышать с помощью кохлеарного импланта так же сложно, как для взрослого выучить с нуля иностранный язык.
«Когда мне операцию сделали – мне дали ухо, – говорит семилетний Степан. – Но когда я слышал, я звуки не понимал».
«Надо сказать, что, безусловно, операция – это только часть работы, - говорит Николай Дайхес, директор ФГБУ «Научно-клинический центр оториноларингологии» ФМБА России. – Так же как и диагностика – это тоже часть работы. Если ребенок после операции не будет заниматься с психологами, логопедами, сурдологами, если не учить ребенка речи, не учить навыкам определенным, если не учить его слышать этот мир – результата не будет».
Реабилитация
Своевременная имплантация – половина успеха. Это значит, что операцию необходимо провести до годовалого возраста. Здоровый ребенок с первых дней прислушивается к голосам родителей, впитывает звуки речи, собирает и накапливает в памяти слова. К двум годам он понимает около 300 слов. Это пассивный словарный запас. В будущем он станет им активно пользоваться, то есть говорить. У глухого ребенка такого же возраста словарного запаса нет.
«Вся беда в том, что люди не рождаются немыми. Люди рождаются глухими. А в дальнейшем они становятся немыми, потому что у них нет информации, они не слышат звуков и они ничего не говорят, – продолжает Иса Мухамедов. – Потому что если поздно оперировать, после 4 – 6 лет, и если ребенок не слышал, то та зона в коре головного мозга, которая отвечает за речь, зарастает другой информацией».
К сожалению, в некоторых случаях кохлеарная имплантация не поможет. Но для многих пациентов это единственный шанс обрести слух. Степан родился глухим. Операцию по кохлеарной имплантации провели, когда ему было 3,5 года. С точки зрения медицины момент был упущен. Но усилия родителей, врачей, педагогов и природное любопытство самого мальчика сыграли свою роль, и спустя четыре года Степа, что называется, догнал своих сверстников – учится на «отлично», прекрасно говорит, и даже поет.
Для большинства их нас слух – одно из пяти чувств. Мы не задумываемся о том, что значит «не слышать». Слух предупреждает нас о невидимой опасности, дарит полноценное общение и возможность наслаждаться звуками природы. Слышать всё – значит жить полной жизнью.
: Использован материал
Городского информационного интернет-канала m24.ru