Целесообразность использования жестового языка при обучении детей с нарушенным слухом достаточно активно обсуждается в профессиональных кругах.
Предлагаем вашему вниманию посвященную этой теме статью кандидата педагогических наук, ведущего социолога ГУИМЦ МГТУ им. Н.Э. Баумана Эмилии Ивановны Леонгард. Уверены, что приведенные в ней аргументы будут одинаково полезны как родителям слабослышащих и глухих детей, так и специалистам. Основные выводы, изложенные в статье, согласуются с результатами многочисленных нейрофизиологических, нейробиологических, лингвистических, психологических и сурдопедагогических исследований зарубежных ученых.
Известно, что все без исключения люди должны
знать, думать и осознанно выбирать свой путь. При этом качество жизни и социальный статус людей с нарушением слуха напрямую зависят от условий их воспитания и образования с самого раннего возраста. Л.С. Выготский писал, что глухота – это «социальный вывих», т.к. она исключает человека из общества, потому что человек не говорит и не понимает речи окружающих людей. Выготский определил глухоту (как и слепоту) как «первичный дефект», а немоту, отсутствие речи – как «дефект вторичный». Поэтому если мы хотим, чтобы глухой/слабослышащий ребенок стал самостоятельным, активным членом общества, необходимо как можно раньше начинать учить его речи. Тогда можно предупредить появление немоты или сформировать речь заново.
Речь, язык – это ключевые понятия в развитии человека, его интеллекта, психики, личности. Существуют разные формы речи: устная, письменная, дактильная («письмо в воздухе») и жестовый язык. С чего нужно начинать обучение детей?
I этап: младенчество, ранний возраст – юношеский возраст.
Период овладения речью. Язык жестов исключается.
Именно в это время происходит овладение словарем, соответствующим каждому возрастному этапу, произношением, грамматическим строем речи. На этом этапе устанавливаются все основные
связи в коре головного мозга:
между слуховой областью, речевой моторной областью – произношением, речевой смысловой областью – пониманием, двигательной областью и центрами грамотности. Таким образом, речевой слух (который формируют в специально создаваемых условиях даже у глухих детей с минимальными остатками слуха с момента установления диагноза), крупные движения – туловища, рук, ног, произношение, понимание речи и ее грамотность представляют собой единый комплекс, активизирующий значительную часть мозга. Это необходимо, поскольку, по словам всемирно известного отечественного физиолога Н.П. Бехтеревой, для нормального развития человека
должно работать почти 100% мозговой ткани, только не одновременно.
Рассмотрим, чем обоснован отказ от использования языка жестов.
Влияние языка жестов на устную речь
Интенсивность и характерная особенность словесной коммуникации в период формирования речи оказывают с нейробиологической точки зрения непосредственное влияние на биологическую организацию и структуру речевой области, прежде всего на формирование центров управления речью. Модель управления, которая возникает при построении языковой системы на основе устной речи, отличается от этой же модели у детей с нарушением слуха, которые строят лингвистическую систему на основе визуальной информации, т.е. через жесты.
Детьми, которые овладевают одновременно словесной речью и языком жестов, будет признан тот язык, который способствует быстрому и легкому приему информации и коммуникации. Язык жестов будет влиять на механизмы управления речью, формирующиеся в процессе ее становления, и определит тем самым структуру языковой области. Если для освоения одновременно предлагают словесную речь и язык жестов, то при формировании структур в языковой области происходит конфликт. В словесном языке информация идет в определенной последовательности преимущественно через акустический канал. В языке жестов восприятие зрительных образов происходит через визуальный канал. На этот конфликт идти нельзя.
В устной речи четко выражается
сила звука,
высота звучания и
протяженность. В жестовом языке этого согласования с устной речью не существует. В нем
отсутствует ритмическое протекание речевого потока, а ритм связан с грамматикой и синтаксисом устной речи. Изменяется внутренняя установка говорящего на распределение речевого процесса во времени, и из-за использования жестов продолжительность речи увеличивается.
Время моторики жестов совершенно иное, чем время речевой моторики. Есть признаки, которые несут важную информацию для словесной речи, например, переходы между звуками или стоп-фазы при произнесении взрывных звуков. В устной речи это происходит в период между
10 и 50 мс, а в речи, сопровождаемой жестами, переходы удлиняются до
300 мс. Поэтому речевая моторика глухих детей неизбежно замедляется.
Исследования зарубежных ученых свидетельствуют, что готовность к чтению больше согласуется с использованием устной речи, чем с применением жестов.
Было обнаружено, что среди глухих детей самые лучшие читатели те, которые совершенствовали внутреннюю речь благодаря действительно хорошему развитию речи словесной.
Применение дактилологии и жестового языка необходимо для меньшинства детей с высокой степенью нарушения слуха и сложной структурой дефекта: сниженным интеллектом или тяжелым синдромом диспраксии (нарушением координации речевых движений). Это те дети, которые не могут освоить устную словесную речь или осваивают ее неудовлетворительно.
Влияние языка жестов на слуховое восприятие
В результате объемного сравнительного исследования с участием 327 глухих учеников из школ, работавших в Германии на основе словесной речи, и школ с тотальной коммуникацией (ТК) были получены следующие обобщающие показатели. В исследованиях использовался бессмысленный лексический материал:
Результаты этого и других исследований свидетельствуют, что самым благоприятным для глухих детей, не имеющих дополнительных нарушений развития, является одновременное, совершенно синхронное чтение с губ и восприятие на слух (30,2%). К этому существует весомое дополнение: если к произносимому подключаются жесты, то понимание, получаемое с помощью слуха, исчезает (10,2%).
Это происходит от того, что у моторики жестов время протекания совсем иное, чем у моторики речи.
1
Влияние способов общения с глухими детьми в семьях глухих и слышащих родителей
В целом ряде сравнительных исследований, проведенных зарубежными учеными в разные годы, доказано: утверждение о том, что общение на жестовом языке является решающим фактором в достижении лучших результатов у глухих детей глухих родителей, не соответствует действительности. Данные были получены при сопоставлении следующих групп: глухие дети глухих родителей, которые с рождения общались со своими детьми только на словесном языке, и дети глухих родителей, которые общались с детьми главным образом на языке жестов. Первая группа по всем показателям была не хуже, а во многих областях намного лучше, чем вторая. В другом исследовании сопоставлялись результаты речевого развития глухих учеников из школ, работающих на основе словесной речи, и школ с тотальной коммуникацией. Результаты этого исследования наглядно показали, что глухие ученики с ТК не достигли в словесной речи показателей других учеников – глухих детей слышащих родителей.
II этап: юношеский возраст. Изучение языка жестов по желанию человека с нарушенным слухом на базе сформированной связной грамотной устной (и письменной) речи.
Стратегия воспитания и образования детей с нарушением слуха определяется родителями. Она зависит от целей, которые ставит перед собой каждая семья. Родители должны выбрать одну из двух целей: их ребенок сможет в будущем
самостоятельно осуществлять контакты с окружающими
слышащими людьми во время учебы, на работе, в быту, в любых жизненных ситуациях;
или в ситуациях общения со слышащими он будет зависеть от помощи других людей – переводчиков языка жестов. Эти цели должны быть обозначены родителям во время первых же консультаций специалистов после установления диагноза.
В первом случае воспитание и обучение глухого и слабослышащего ребенка будет происходить в речевой среде на основе слухо-зрительного и слухового восприятия, устной и письменной форм речи. Во втором случае в обучении будет активно использоваться язык жестов.
Решение остается за родителями. При этом должны быть обеспечены условия для удовлетворения потребностей родителей независимо от их выбора. Десятилетия научной и практической работы с глухими и слабослышащими детьми по разработанному нами методу позволяют утверждать следующее.
При наличии
необходимых условий (они определены и описаны) любой глухой, а тем более слабослышащий ребенок без грубых дополнительных нарушений развития может стать носителем родного языка в устной и письменной формах без использования языка жестов. Процесс овладения родным языком происходит непроизвольно, без насилия, и устная речь становится для глухого человека такой же естественной частью его физического и душевного состояния, как и для слышащего. Человек с нарушенным слухом может учиться вместе со слышащими и в школе, и в вузе; может полноценно, без помощи сурдопереводчика, работать в коллективе слышащих коллег. Он может овладевать иностранными языками и самостоятельно общаться с коренными жителями тех стран, в которые его забрасывает судьба. Таких людей очень много.
Жестовый язык не является родным языком глухого (а тем более слабослышащего) ребенка. Родным является тот язык, на котором говорят в семье ребенка, а это может быть и язык жестов, и устная речь как в семьях глухих, так и в семьях слышащих родителей.
Главная задача специалистов – помочь родителям осознанно подойти к выбору пути, по которому в дальнейшем будет входить в мир родившийся малыш с нарушенным слухом. И не забыть при этом, что у каждого человека есть остаточный слух, который успешно развивается при поддержке
современных высокотехнологичных слуховых аппаратов и кохлеарных имплантов, если с самого начала ребенка начинать вводить в мир звучащей речи, звучащей природы и «звучащего быта», в мир речевого общения. Тогда окружающее его звучащее жизненное пространство станет для него объемным, родным, естественным и понятным.
_____________
1 Аналогичные данные были получены нами в процессе сравнительного изучения уровня развития речевого слуха глухих дошкольников, обучавшихся в двух параллельных группах. В одной группе обучение происходило на основе слухо-зрительного восприятия речи (с использованием письменной формы), в другой – с активным использованием дактильной формы речи (также наряду с письменной). Получены достоверные данные об отрицательном влиянии дактилологии на восприятие детьми речевого материала на слух. Исследование автора (с коллегами) в НИИ дефектологии АПН СССР, 1973-1979 гг.
: Материал подготовлен в сотрудничестве со специалистами
ГК «Исток-Аудио» и сети Центров хорошего слуха «Радуга звуков».