В 2015 году три Центра хорошего слуха «Радуга звуков», расположенные в Москве, Кемерове и Калининграде, стали участниками международной программы «Сертифицированный педиатрический центр Phonak».
Одним из важнейших условий было обучение врачей-сурдологов, которые будут работать с детьми, в Любекской академии акустики. Совместно с коллегами отдела аудиологии и обучения компании Phonak Теймуразом Гвелесиани и Юлией Литвиной врачи ЦХС Анна Владимировна Семенова, Наталья Николаевна Кичигина и Оксана Викторовна Гринчик прошли четырехдневный курс повышения квалификации в лучшей европейской школе слухопротезирования. Мы попросили участников поездки поделиться с читателями «Радуги звуков» впечатлениями и рассказать об особенностях работы немецких коллег.
Главной целью курсов повышения квалификации для россиян стало знакомство с европейской системой обучения слухопротезистов подбору и настройке слуховых аппаратов. Известно, что хороший специалист – не важно, в какой стране он практикует – должен уметь не только правильно снимать аудиограммы и ориентироваться в огромном ассортименте сурдотехники, но и быть психологом, ведь ему приходится работать с разными клиентами. Немецкие аудиологи с удовольствием делились с коллегами своим опытом и рассказывали, как они справляются с непростыми задачами и какие методики при этом используют. А помогали им в этом волонтеры – слабослышащие люди разного возраста, которые наблюдаются в Центре слухопротезирования при Академии. Так как в Любеке собран большой банк данных, на практические занятия приглашались волонтеры, особенности нарушения слуха которых позволят «работать» с ними максимально эффективно.
Интересно, что в Германии существует свой порядок работы со слабослышащими людьми, отличный от российского. Сначала человек с нарушенным слухом попадает на прием к аудиологу, который проводит комплексное обследование и ставит диагноз. Затем пациент направляется в слухопротезный центр. Если нарушения функции слуха имеет ребенок, то помимо медицинского и аудиологического обследования ему в обязательном порядке проводят педагогическую диагностику.
Еще одна отличительная особенность заключается в том, что в Германии существует закон: пациент не получит денежную компенсацию за приобретенные слуховые аппараты до тех пор, пока не будет документально подтверждено, что именно эти модели ему подходят и он удовлетворен результатами их ношения. Подбор аппаратов занимает около двух месяцев. На первом приеме слухопротезист снимает слепки для изготовления индивидуального ушного вкладыша и ему настраивают первую пару аппаратов, в которых придется ходить две недели. На повторной встрече со специалистом пациент рассказывает о результатах их использования. Также может проводиться речевая аудиометрия или аудиометрия в свободном звуковом поле, после чего человеку настраивают следующую пару СА, которую снова придется «испытывать на практике» две недели. При этом первая пара
слуховых аппаратов откладывается с зафиксированными настройками. Во время третьей встречи слабослышащему подбирают еще одну пару. И только после получения третьих результатов принимается совместное решение, какие СА дают максимальный эффект и комфорт. И именно эти аппараты пациент приобретает, государство выплачивает за них компенсацию, а слухопротезист получает вознаграждение за выполненную работу.
Большой интерес у слухопротезистов Центров хорошего слуха «Радуга звуков» вызвали лекции по сурдопедагогике и практические занятия по особенностям детского слухопротезирования. В Любеке разработан четкий порядок работы с маленькими пациентами. Для каждого вида обследования имеется утвержденный перечень игрушек, а также последовательно расписано, как нужно работать с каждой возрастной группой детей для получения достоверного результата. Все это россияне смогли испытать на практике, и полученный опыт, по их признанию, трудно переоценить. Все задания выполнялись в специально оборудованной комнате, и основная задача заключалась в том, чтобы отобрать «правильные» игрушки для определенного вида обследования. Сотрудники Центров хорошего слуха «Радуга звуков» особо отметили, что хотя в комнате постоянно присутствовал переводчик, особой необходимости в нем не было, так как немецкие дети понимали российских специалистов буквально с полужеста.
Второй день также был посвящен практике: разбирались вопросы RECD и верификации настроек. Для более эффективного усвоения знаний все манипуляции слушатели курсов выполняли сами. Вместе с маленькими волонтерами они прошли весь путь – от снятия аудиограммы и проведения аудиометрического обследования до настройки слуховых аппаратов с последующей верификацией результатов.
Бесценный опыт наши специалисты получили по отопластике. Это достаточно большой блок знаний, о котором российские слухопротезисты имеют в основном поверхностное представление. Примечательно, что все выпускники Академии могут самостоятельно изготовить индивидуальные ушные вкладыши или корпуса для внутриушных слуховых аппаратов. Более того, их учат ремонтировать СА. По признанию специалистов Центров «Радуга звуков», это отличный пример сочетания теории и практики и реализации принципа универсальности.
Настоящим открытием для наших специалистов стали особенности использования различных видов массы для снятия слепков при заказе ИУВ или ВСА. Они различаются по плотности и гигроскопичности. Преподаватели Академии на конкретных примерах показали, в каком случае какой вид слепочной массы необходимо использовать.
Подобные краткосрочные курсы повышения квалификации, по признанию россиян, имеют огромную ценность для практикующих слухопротезистов. Система обучения по микроциклам, разработанная в Любеке, позволяет усвоить максимальное количество сведений за минимальное время. Естественно, что всеми технологиями, с которыми сотрудники Центров хорошего слуха «Радуга звуков» познакомились в Академии, они владеют на высоком уровне и с успехом применяют в ежедневной практике. Однако такое великолепное сочетание теоретического обоснования с максимально эффективной практической отработкой полученных знаний они увидели впервые.
Вместо заключения
Любек – очень самобытный город, расположенный на берегу Балтийского моря. Исторический центр, как и во многих европейских городах, вымощен брусчаткой, многие дома словно вышли из сказки. Запомнились нашим коллегам узкие проходы между домами, что связано с особенностями климата и местными обычаями. Как и в других немецких городах, в Любеке любят пиво, ценят мясные деликатесы, пекут вкуснейшие марципаны. И, конечно, слушатели курсов повышения квалификации отметили, что с удовольствием вернулись бы в этот город уже как туристы, чтобы не торопясь насладиться его неповторимой атмосферой, погулять по улицам, посетить музеи и галереи.
Надежда Дзюбук
Любекская академия акустики считается лучшим учебным заведением в Европе по качеству и разнообразию образовательных программ, посвященных подбору и настройке слуховых аппаратов, а также изучению вопросов, с которыми слухопротезисты сталкиваются ежедневно. Первых студентов Академия приняла в своих стенах больше 40 лет назад. Впрочем, за это время мало что изменилось в подходе к организации учебного процесса. Как и прежде он протекает в несколько этапов. Первый – подготовка техников-акустиков слуховых аппаратов. Затем все желающие могут пройти курсы более высокой ступени и стать мастерами-акустиками. А тот, кто стремится получить университетский диплом европейского образца, имеет право поступить в Любекский институт, который тесно сотрудничает с Академией, на специальность «Акустика СА» и окончить его со степенью бакалавра. Для своих выпускников Академия предлагает большой выбор курсов повышения квалификации. Именно поэтому многие компании, желающие повысить качество работы своих специалистов, направляют своих работников в Академию на обучение.
|
Оксана Викторовна Гринчик, директор Центра хорошего слуха «Радуга звуков», г. Калининград
Совершенно фантастические впечатления от обучения в Любекской академии акустики! Обучение в Любеке помогло уложить уже имеющиеся знания в единую систему. Оно было понятным и структурированным, все теоретические знания подкреплялись практикой, домашними заданиями и дискуссиями. И языковой барьер не стал в этом помехой. Когда я шла в кабинет приема для проведения аудиометрии немецкой девочке-волонтеру, то очень волновалась, хотя работаю врачом-сурдологом более 10 лет. И очень рада, что вместе с коллегами мы справились с поставленной задачей даже без свободного владения немецким языком. Уверена, что новые знания и опыт крайне важны в нашей профессии, особенно когда речь идет о детях. Огромное спасибо всем преподавателям из Академии за профессионализм, переводчикам – за терпение, и всем организаторам этой поездки – за возможность пройти обучение в лучшем учебном центре Европы!
Наталья Николаевна Кичигина, директор Центра хорошего слуха «Радуга звуков», г. Кемерово
Очень довольна, что попала в Любекскую академию на курс повышения квалификации. Считаю это самым замечательным событием в моей жизни за последние несколько лет. За четыре дня интенсивного обучения мы получили максимум информации, было много профессиональных открытий, находок, которые я надеюсь реализовать в нашем кемеровском Центре.
Самое большое впечатление произвела организация рабочего места аудиолога. В Германии строго регламентировано, где и какая аппаратура должна быть установлена. Рабочее пространство устроено таким образом, чтобы во время проведения обследования пациента было полностью исключено получение недостоверного результата. Буквально до сантиметра выверена схема кабинета, в котором проводятся исследования, вплоть до его размеров и месторасположения мебели.
Впечатлила очень грамотная, продуманная до мелочей структура подачи информации специалистами Академии. Это помогло успешно освоить и запомнить четкие, методологически точные определения верификации настроек слуховых аппаратов и способы их получения. Очень приятно, что организаторы отнеслись к нам с большим вниманием и даже приготовили конспекты лекций на русском языке, которые обязательно пригодятся в дальнейшей практике.
Анна Владимировна Семенова, директор Центра хорошего слуха «Радуга звуков», г. Москва
Самое сильное впечатление от пребывания в Академии в Любеке оставил сам процесс обучения. Поразил общий подход, четкая и выверенная методология подачи материала. Приведу несколько примеров. Нам рассказывали, в каком возрасте и какой вид аудиометрического обследования лучше проводить: когда более информативной является ориентировочная аудиометрия, а в каких случаях более целесообразна игровая, а также с помощью каких методов мы можем поставить правильный диагноз. Мы узнали, что необходимо использовать для уточнения степени потери слуха и как исходя из полученных данных сделать именно ту аудиограмму, по которой в дальнейшем будут настраиваться слуховые аппараты.
Во время практических занятий мы работали с четырехлетней девочкой. Перед нами стояла задача провести игровую аудиометрию для подтверждения степени снижения слуха. В ходе обследования в ответ на определенные звуки ребенок перекладывает те или иные игрушки. Для меня и для моих коллег этот метод не является чем-то новым – российские специалисты им прекрасно владеют, но новые знания о том, какие слова лучше говорить и какие теоретические знания во время этого процесса применять, оказались очень полезными.
Важным моментом во время обучения стало обсуждение вопроса верификации полученных данных. Можно сколь угодно долго говорить о получении достоверного результата в процессе протезирования, но пока ты сам не попробуешь выполнить все операции своими руками и не получишь действительно ожидаемый результат, невозможно понять и оценить все нюансы.
В нашу группу вместе с российскими специалистами входили аудиологи из Казахстана, Литвы и Израиля, то есть у всех нас была великолепная возможность сразу же обсудить полученную информацию, сравнить плюсы и минусы работы в разных странах и сделать выводы. Лично для меня это был очень интересный опыт. Кстати, в Германии, как и у нас в России, большой популярностью пользуются слуховые аппараты средней ценовой категории. Отмечу, что наши отечественные аппараты не уступают по качеству зарубежным моделям ведущих производителей сурдотехники. Задача слухопротезиста заключается в том, чтобы научиться использовать преимущества слухового аппарата с максимальной пользой для клиента. Чему, собственно, и была посвящена большая часть обучающего курса.
: Материал подготовлен в сотрудничестве со специалистами
ГК «Исток-Аудио» и сети Центров хорошего слуха «Радуга звуков».