Радуга Звуков

Шумный класс, или акустика в школе

Шумный класс, или акустика в школе За время обучения в школе дети проводят в классных комнатах тысячи часов. При этом главную роль играет восприятие и усвоение устной речи. Именно по этой причине класс должен быть оборудован так, чтобы в нем могла проходить неограниченная устно-речевая коммуникация.

Однако для детей важно не только то, чтобы они вообще могли понимать, о чем идет речь, но и то, чтобы слуховые усилия были не слишком большими, так как в противном случае они вряд ли смогут сохранять концентрацию в течение всего учебного дня. Не стоит забывать и о том, что слабослышащие дети и школьники, для которых язык преподавания не является родным, находятся в особенно невыгодном положении из-за недостаточно хороших акустических условий.

Рисунок 1Воздействие шума и некачественной акустики в классе на успеваемость детей изучается в течение многих лет. Полученные результаты однозначны, но должного осознания важности этой темы до сих пор не наблюдается. Шум вызывают такие причины, как внешние источники звука (уличное движение, авиационный шум или бытовая техника), так и внутренние, то есть звуки, которые производят сами дети. Плохой акустике в классе способствует наличие в помещениях для занятий жестких поверхностей. При этом возникает слишком большое время реверберации, которое, наряду с расстоянием, является важнейшей характеристикой пространственной акустики класса.

Ухудшенное понимание речи

Главное отрицательное действие шума – ухудшение понимания речи. Шум не только искажает поток информации от учителя к ребенку, но и затрудняет его коммуникацию с одноклассниками. Слишком большое время реверберации оказывает такой же отрицательный эффект на понимание речи, как и шум. Речевой сигнал «размывается», из-за чего его тихие компоненты воспринимаются труднее или вовсе не воспринимаются. Из-за большого времени реверберации автоматически повышается уровень шума, так как звуковое поле практически не ослабляется из-за полных отражений. Шум и реверберация ухудшают понимание речи у детей сильнее, чем у взрослых, потому что способность хорошо понимать речь в сложных условиях полностью формируется только в старшем подростковом возрасте. Чем младше ребенок, тем хуже он понимает речь в сложных акустических ситуациях – особенно это относится к ученикам начальной школы.

Нарушенный слух еще более усиливает это воздействие. Даже самые продвинутые слуховые аппараты без дополнительной помощи FM-системы вряд ли могут скорректировать это ограничение. У многих учеников младших классов нарушение слуха может оставаться не распознанным, а слабые и односторонние потери слуха, а также центральные нарушения слуховой обработки и восприятия также вносят свою лепту в ухудшение понимания речи. К этому следует добавить временные изменения слуха при простуде или воспалении среднего уха. По данным статистики в некоторые моменты те или иные изменения слуховой функции могут иметь до 40% всех учеников начальной школы. В процессе интеграционного образования число слабослышащих учеников в общеобразовательной школе возрастает, поэтому акустические условия в школах должны отвечать потребностям этих детей.

Еще одна группа детей, которая испытывает особые трудности при понимании речи в шуме и реверберации – дети, для которых язык преподавания не является родным. Например, в ФРГ сегодня в начальной школе обучается  около 8% детей иностранцев.

Кратковременная память и слуховые усилия

Однако дети и подростки, пребывающие в сложных акустических ситуациях, находятся в невыгодном положении по сравнению с взрослыми не только из-за понимания речи. Кратковременная память на фоне шума функционирует у них хуже, чем у взрослых. При этом детям безразлично, какую природу имеет фоновый шум. Как известно, именно кратковременная память играет важную роль при овладении речью, письмом и чтением.

Если слуховые усилия у взрослых людей можно определить посредством субъективной самооценки, то у детей для определения слуховых усилий часто используется решение двойных задач. При обучении в школе часто приходится выполнять параллельные действия, например, слушать учителя и делать при этом записи. В ходе исследования, которое изучало влияние отношения сигнал/шум на слуховые усилия, дети должны были повторять односложные слова на фоне шума. При этом отношение сигнал/шум менялось от – 4 дБ до + 4 дБ. Вторая, параллельная задача заключалась в том, чтобы замечать цифры на экране и впоследствии их повторять. Чем хуже было отношение сигнал/шум, тем хуже выполняли дети вторую задачу. Итак, при наличии фонового шума слушание становится более утомительным; дети (особенно плохо владеющие языком преподавания и имеющие нарушения внимания) должны прилагать большую когнитивную мощность для понимания сказанного. Из-за этого у них остается меньше ресурсов на выполнение других задач, и они быстрее устают.

Школьная успеваемость

Как острая, так и хроническая шумовая нагрузка связана с ухудшением школьной успеваемости, особенно в речевой области и при выполнении таких задач, которые требуют высокого уровня когнитивной деятельности, внимания и аналитического мышления. Судя по всему, шум сильнее влияет на успеваемость учеников начальных классов, чем более взрослых детей.

Рисунок 4В отличие от прямых последствий плохой акустической обстановки (понимание речи, ухудшение памяти), влияние шума на школьную успеваемость труднее определить методическими средствами. Если, например, дети в шумной школе демонстрируют ухудшенные способности к чтению, чем дети из школы в тихой местности, то эта разница не обязательно связана с акустикой, а может объясняться разным социально-экономическим статусом родителей. Однако при проведении ряда исследований эти факторы удалось учесть или исключить. В одной из школ, мимо которой проходила железнодорожная ветка, дети из классов на шумной стороне школы продемонстрировали худшие способности к чтению, чем их ровесники из классов с другой стороны школы. После проведения защитных мероприятий, которые снизили шум поездов на 8 дБ, эта разница исчезла.

Учителя

Педагоги также страдают от плохой акустики в классе. Из более чем 1000 опрошенных 75% назвали шум одним из основных негативных источников. Преподавание в шумных помещениях с реверберацией может приводить к повышенной голосовой нагрузке, и, как следствие, к повышенной усталости и нарушениям голоса. Тот, кто преподает в акустически неблагоприятных классных помещениях, чаще болеет.

Хорошая акустика в классе

Итак, воздействие некачественной акустики в классе на школьников и учителей прекрасно известно. Какие требования нужно предъявлять к акустическим условиям в классах? На основе исследований детей, посвященных пониманию речи в шуме и реверберации, были разработаны рекомендации о максимальном уровне фонового шума, о связанном с этим отношением сигнал/шум (SNR) и о максимальном времени реверберации. Всемирная Рисунок 2Организация Здравоохранения и другие организации рекомендуют, чтобы уровень фонового шума в пустом классе не превышал 35 дБ. Типичные измеренные уровни фонового шума колеблются в районе 45 дБ, при этом акустические покрытия снижают уровень шума на несколько децибел. В классах, где находятся ученики, уровень шума значительно выше, даже если никто не говорит. Типичные значения составляют 55 дБ. А когда дети говорят друг с другом, например, во время групповых работ, то уровень шума поднимается до 70 дБ и выше.

Рекомендации относительно желаемого SNR колеблются от 12 дБ для нормально слышащих детей до 25 дБ для слабослышащих детей. Однако в реальности эти величины практически недостижимы. На самом деле они гораздо ниже, а именно 3 дБ SNR в детских садах и 7 дБ SNR в средних школах. Другие исследования приводят еще более худшие показатели. В этих цифрах нет ничего удивительного, так как при типичном фоновом шуме 55 дБ и уровне полезного сигнала 60 дБ (голос учителя на расстоянии 2 м) возникает SNR величиной именно 5 дБ.

В отношении времени реверберации желаемое и действительное тоже часто расходятся. Например, в Германии при планировании архитектурной акустики с 2004 года действует новая редакция стандарта DIN 18041 «Слышимость в маленьких и средних помещениях», которая дает нормативные значения времени реверберации для определенных видов помещений, включая учебные помещения. Для типичного класса нормативное время реверберации должно составлять от 0,5 до 0,6 с в зависимости от объема помещения. На практике эти величины почти всегда значительно превышаются. Нередко можно встретить время реверберации величиной 1 с и более. Особые проблемы создают старые постройки с высокими потолками.

Улучшение акустики в школах

Без особых мероприятий, в первую очередь применения акустических покрытий, добиться нормативных значений времени реверберации практически невозможно. Их нужно обязательно учитывать при планировании или санировании школьных помещений. Сегодня на рынке присутствуют различные предложения по современным поглотителям звука. Установить их в школе не требует больших финансовых вложений. На иллюстрации показан эффект акустического санирования класса начальной школы, проведенного по инициативе родителей. После того, как к потолку были приклеены 26 кв. м пенопластовых пластин толщиной 5 см, а на задней стене класса оборудована резонансная пластина площадью 8 кв. м для демпфирования низких частот, время реверберации существенно снизилось и теперь соответствует требованиям стандарта DIN 18041.

Рисунок 3
Время реверберации пустого класса до акустической санации (красная линия) и после нее (синяя линия). Частотно-зависимый допускаемый диапазон времени реверберации согласно DIN 18041 представлен серым цветом. Для классов, в которых учатся слабослышащие дети, иностранные дети, дети с нарушениями слуховой обработки или внимания, величина реверберации при заполненном классе должна проходить по нижней границе зоны допуска. Во многих школах вряд ли найдется хоть один класс, в котором не учится как минимум один ребенок, подходящий под эти критерии. По горизонтали – частота в Гц. По вертикали – время реверберации в секундах.

Помимо чисто физического снижения уровня шума, такая модификация помещения способствует возникновению дополнительного психологического эффекта: в приглушенном классе школьники, как правило, ведут себя спокойнее и тише говорят. Во время групповых работ благодаря этому можно добиться снижения уровня шума более чем на 10 дБ, что значительно превышает снижение, рассчитанное по законам физики.

Рациональное дополнение к пространственно-акустическим мероприятиям – усиливающие системы звукового поля для улучшения понимания речи в классах. Благодаря им можно добиться гораздо более выгодного отношения сигнал/шум, не повышая общий уровень звука. Такие системы получили широкое распространение в учебных заведениях США и Великобритании. Сегодня они становятся все более популярными в странах Европы и России.




Автор: Материал подготовлен специалистами сети Центров хорошего слуха «Радуга звуков».

Оценить статью

(0)
Отправить
Отправить
Поделиться
Поделиться

Читайте также

Возврат к списку

ул. Ленина, д. 29
+7 (8553) 42 42 90
+7 (939) 310 42 90
Предварительная запись
ул. Новороссийская, 150
+7 (988) 140 08 37
Предварительная запись
82 квартал, д. 2, офис 1
+7 (3955) 52 19 98
+7 (950) 060 07 20
Предварительная запись
Троицкий проспект, д. 158
+7 (8182) 27 54 69
+7 (921) 292 52 72
Предварительная запись
ул. Ленина/ Дарвина, д. 52/2, литер А, помещение 09
+7 (8512) 52 28 90
+7 (961) 813 43 77
Предварительная запись
микрорайон Юго-Восточный, д. 35
+7 (39151) 3 61 15
+7 (958) 514 27 58
Предварительная запись
ул. Шевченко, д. 52а (пр-т Ленина, д. 56)
+7 (3852) 39 03 09
+7 (3852) 36 77 00
Предварительная запись
проспект Богдана Хмельницкого, д. 77
+7 (4722) 33 05 36
Предварительная запись
ул. Ленина, 23А
+7 (962) 838 37 68
Предварительная запись
ул. В. Максимовой, д. 5
+7 (3854) 22 11 50
+7 (923) 727 24 00
Предварительная запись
ул. Калинина, д. 135
+7 (968) 246 16 65
+7 (416) 220 96 01
Предварительная запись
Центральный жилой район, ул. Мира, 42
+7 (3953) 41 11 42
+7 (950) 115 13 18
Предварительная запись
ул. Захарова, д. 5
+7 (423) 242 19 20
Предварительная запись
ул. Горького, д. 58
+7 (915) 792 46 25
+7 (4922) 53 70 71
+7 (991) 320 53 78
Предварительная запись
ул. Невская, д.11а, офис № 19
+7 (8442) 37 37 09
Предварительная запись
ул. Октябрьская, д. 44
+7 (8172) 21 02 92
Предварительная запись
Московский пр-т, 6
+7 (473) 212 32 36
+7 (950) 757 83 19
Предварительная запись
Коммунистический пр-т, 51
+7 (3882) 22 23 10
+7 (913) 693 50 40
Предварительная запись
пр-т Ленина, 10
+7 (343) 379 05 10
+7 (906) 810 80 67
Предварительная запись
ул. Володарского, д. 47
+7 (962) 009-23-24
Предварительная запись
ул. Любимова, д.3
+7 (915) 820 14 55
+7 (4932) 50 14 55
Предварительная запись
ул. Ленина, д.79
+7 (3412) 68 66 45
+7 (3412) 56 93 30
+7 (919) 916 93 30
Предварительная запись
ул. Володарского, д. 23
+7 (3952) 29 11 94
+7 (914) 895 01 19
Предварительная запись
ул. Декабристов, 189
+7 (843) 207 05 95
Предварительная запись
ул. 9 Апреля, д.7
+7 (4012) 33 92 78
Предварительная запись
ул. Ленина, д. 80
+7 (4842) 777 101
+7 (991) 215 17 43
Предварительная запись
пр-т Ленина, д. 119
+7 (3842) 56-19-22
+7 (983) 212 05 36
Предварительная запись
ул. Карла Маркса, 62
+7 (8332) 37 37 73
+7 (922) 937 30 73
Предварительная запись
проспект Мира, д. 32
+7 (4217) 23 22 50
+7 (909) 826 98 80
Предварительная запись
ул. Советская, д. 109
+7 (4942) 46 64 87
+7 (930) 386 64 87
Предварительная запись
ул. Постовая, 18 литер А
+7 (861) 267 20 36
+7 (988) 243 05 11
Предварительная запись
ул. Партизана Железняка, д. 3-Б
+7 (923) 450 81 89
Предварительная запись
ул. Станционная, д. 41
+7 (3522) 43 34 60
+7 (912) 970 02 76
Предварительная запись
ул. Радищева, д. 25
+7 (4712) 70 12 13
+7 (919) 170 38 09
Предварительная запись
ул. Московская, д. 91
+7 (4742) 31 48 38
+7 (960) 152 30 06
+7 (900) 989 82 72
Предварительная запись
ул. Портовая, д. 4
+7 (4132) 21 11 66
Предварительная запись
ул. Привокзальная, д. 10
+7 (8152) 45 31 77
+7 (958) 170 95 79
Предварительная запись
47-й комплекс, 36/6
+7 (8552) 22 00 62
+7 (986) 900 22 26
Предварительная запись
ул. Корабельная, д. 27
+7 (8555) 32 33 53
+7 (986) 710 00 73
Предварительная запись
ул. Бекетова, д. 21/16
+7 (831) 435 12 88
+7 (999) 072 13 12
Предварительная запись
ул. Папанина, д. 21
+7 (912) 229 09 54
Предварительная запись
ул. Спартака, д. 24
+7 (3843) 70 11 08
+7 (996) 415 01 43
Предварительная запись
ул. Советов, д. 12
+7 (8617) 64 57 47
+7 (989) 769 71 81
Предварительная запись
Красный проспект, 43
+7 (923) 120 42 21
+7 (383) 202 15 92
Предварительная запись
ул. Курчатова, д. 19а
+7 (903) 816 95 50
Предварительная запись
ул. Губкина, д. 9
+7 (34767) 7 09 18
+7 (937) 497 85 50
Предварительная запись
пр-т Карла Маркса, д. 49
+7 (3812) 46 85 16
+7 (913) 600 06 97
Предварительная запись
ул. Московская, д. 36
+7 (4862) 25 45 78
+7 (991) 095 88 10
Предварительная запись
ул. Кобозева, д. 25а, каб. №34.
+7 (3532) 77 80 71
+7 (922) 552 56 54
Предварительная запись
ул. Краматорская, д. 52
+7 (3537) 34 03 53
+7 (912) 844 53 53
Предварительная запись
ул. Суворова, д. 139
+7 (8412) 54 14 15
Предварительная запись
пр-т Ленина, д. 30
+7 (963) 744 70 13
+7 (8142) 78 37 29
Предварительная запись
ул. Ленинградская, д. 100
+7 (4152) 43 39 08
+7 (909) 890 83 30
Предварительная запись
ул. Ноградская, 1
+7 (3846) 64 36 23
+7 (996) 332 98 67
Предварительная запись
ул. Советская, д. 64
+7 (8112) 68 20 24
+7 (992) 296 69 52
Предварительная запись
проспект Михаила Нагибина, д. 37
+7 (863) 294 98 80
+7 (863) 200 33 29
+7 (918) 554 98 80
Предварительная запись
ул. Соборная, д. 17
+7 (961) 130 49 44
+7 (4912) 28 44 58
Предварительная запись
пр-т Масленникова, д. 6
+7 (846) 263 39 18
+7 (846) 263 53 75
Предварительная запись
Проспект Ленина, д. 32
+7 (8342) 47 26 74
Предварительная запись
Деловой тупик, 3
+7 (8452) 35 46 34
+7 (991) 195 64 65
+7 (8452) 39 97 73
Предварительная запись по телефону
проспект Победы, д. 54
+7 (3652) 57 39 34
+7 (978) 980 02 16
Предварительная запись
ул. Николаева, д. 15
+7 (4812) 62 32 50
+7 (910) 720 88 10
Предварительная запись
ул. Чайковского, д. 33
+7 (862) 254 62 06
+7 (988) 402 69 99
Предварительная запись
ул. Семашко, д. 1
+7 (8652) 75 54 24
+7 (8652) 29 53 15
Предварительная запись
м-н Королёва, 32в
+7 (4725) 42 06 12
Предварительная запись
ул. Коммунистическая, д. 15.
+7 (3473) 22 29 93
Предварительная запись
ул. Советская, д. 10
+7 (8212) 24 50 75
+7 964 043 70 80
Предварительная запись
ул. Московская, д. 29
+7 (4752) 79 67 99
Предварительная запись
ул. Советская, 64
+7 (991) 351 85 81
Предварительная запись
бульвар Баумана, д. 5
+7 (8482) 55 95 44
+7 (902) 152 70 51
Предварительная запись
проспект Фрунзе, д. 25
+7 (3822) 530 535
+7 (953) 915 43 12
Предварительная запись
ул. Советская, д. 17
+7 (910) 150 05 83
Предварительная запись
ул. 50 лет Октября, д. 54/2
+7 (3452) 54 62 50
+7 (909) 739 56 51
Предварительная запись
ул. Коммунистическая, д. 16/2
+7 (3012) 37 90 98
Предварительная запись
ул. Гончарова, д. 56/2.
+7 (8422) 67 53 52
Предварительная запись
Октябрьский район, ул. Ростовская, д. 3
+7 (347) 248 53 90
+7 (919) 142 09 56
Предварительная запись
ул. Ленинградская, 56А
+7 (4212) 30 03 04
+7 (909) 843 32 33
Предварительная запись
ул. Комсомольская, д. 29
+7 (3467) 33 58 03
+7 (958) 153 94 05
Предварительная запись
пр-т Ленина, 53
+7 (8352) 55 10 11
+7 (991) 399 18 79
Предварительная запись
ул. М. Горького, д. 43
+7 (8202) 58 73 73
Предварительная запись
ул. Коханского, 14
+7 (924) 020 30 77
+7 (3022) 28 37 77
Предварительная запись
6-й микрорайон, д. 1
+7 (84722) 6 87 11
+7 (937) 463 87 11
Предварительная запись
ул. Максименко, д. 24
+7 (38451) 5 06 82
Предварительная запись
ул. Ярославского, д. 24
+7 (4112) 43 50 45
Предварительная запись
проспект Октября, д. 3.
+7 (4852) 72 07 26
+7 (980) 707 33 88
Предварительная запись