Общие требования к слухопротезированию детей любого возраста
В результате слухопротезирования дети должны не только понимать речь, но и по возможности слышать разные звуки окружающей среды так же, как и нормально слышащие люди. Тем самым точное определение индивидуального принятия динамики приобретает огромное значение, и в счет идет практически каждый децибел, который можно предложить уху. Это особенно важно, так как сегодняшние слуховые аппараты очень часто имеют предварительную настройку с очень высоким коэффициентом компрессии и очень низким порогом компрессии, отчего дети не могут воспринимать естественную разницу громкости. В зависимости от ограничения динамики, от компрессии часто невозможно отказаться. Хорошим решением в данном случае было бы расположить порог компрессии задолго до начала речи, чтобы можно было использовать маленький коэффициент компрессии. Хотя при этом будет сжиматься весь речевой диапазон, но разница громкости сохранится.
Необходима ли компрессия, и если да, то насколько велик должен быть коэффициент компрессии и где должен располагаться ее порог, зависит от потери слуха и субъективного ощущения ребенка. Здесь нельзя давать никаких общих рекомендаций.
Детский сад
Слухопротезисту очень редко приходится выявлять потерю слуха у детей в возрасте от 3 до 6 лет; обычно родители приводят к нему ребенка с диагнозом, уже поставленным в клинике, к которому прилагаются данные анамнеза, тональная аудиограмма и значения КСВП.
Проведение слуховых тестов
Дети от 3 до 6 лет слишком любят играть, а потому от них не стоит ждать особой дисциплины. Если Вы хотите получить как можно более точные данные, то ребенок должен воспринимать слуховой тест как игру и получать от этого радость. Учитывая это, слухопротезист должен иметь большой выбор игр для проведения игровой аудиометрии. Ребенка необходимо постоянно поощрять за правильные ответы, пусть это будет всего лишь забавная картинка, появляющаяся на экране. Чем младше ребенок, тем проще должен быть слуховой тест. Для трехлетнего ребенка тесты поначалу можно проводить только в свободном звуковом поле, так как он не привык к ношению наушников. Тем не менее, во время каждого последующего визита нужно пытаться уговорить ребенка, чтобы он прослушал в наушниках хотя бы три-четыре сигнала.
Опробование слухового аппарата
Здесь имеет смысл поступать так же, как и в клинике. Настройте три разных слуховых аппаратов (по возможности с применением RECD) и дайте их ненадолго поносить ребенку; лучше всего опробовать один аппарат в течение одного дня. Для каждой пары слуховых аппаратов снимите аудиограмму в свободном звуковом поле и проведите речевой тест. Попросите родителей описать свои наблюдения и спросите у них, какой слуховой аппарат им будет легче всего обслуживать.
Решение о том, какие слуховые аппараты дать ребенку на длительное опробование, должны принимать Вы, потому что для родителей это непосильная задача, а ребенок пока еще не способен принять такое решение. Зато в решении о том, какую пару слуховых аппаратов выбрать окончательно, Вы вправе ожидать помощи как от коррекционных педагогов и терапевтов, так и от родителей, хотя они и не могут точно описать ситуации, в которых ребенок лучше реагирует с помощью того или другого аппарата, и принимают решение «нутром».
Последующие контрольные визиты
Выбранный слуховой аппарат должен иметь достаточное количество возможностей настройки. Ведь если поначалу Вы можете провести настройку лишь на основании данных объективных измерений, то с течением времени Вы будете получать все более точные субъективные высказывания ребенка, и в соответствии с ними корректировать настройку.
Ребенок должен по возможности приходить к Вам каждые четыре недели. Благодаря этому он привыкнет к проведению слуховых тестов, и вместе с тем ему не наскучат постоянные измерения. Вы должны как можно быстрее получить аудиограмму на всех частотах с точностью до 10 дБ, а также данные о понимании речи громкостью 65 дБ в свободном звуковом поле, с аппаратами и без них (при условии, что потеря слуха позволяет проводить такие измерения). Только на основе всех этих данных Вы сможете с помощью методов предварительной настройки, предназначенных для детей, добиться оптимальной настройки слухового аппарата.
В этом возрасте есть смысл настроить для ребенка две программы прослушивания, учитывая то, что в детском саду относительно шумно, а дома относительно тихо. Одну программу Вы можете настроить для большого количества посторонних шумов, на фоне которых должна четко выделяться речь; при этом особое внимание нужно уделить максимальному ВУЗД. При настройке второй программы нужно уделить больше внимания расширенному динамическому диапазону, чтобы ребенок мог в тишине лучше изучить разницу между тихими и громкими звуками. Было бы целесообразно дать родителям пульт дистанционного управления, чтобы им не приходилось переключать программы на самом слуховом аппарате, потому что в этом случае ребенок нечаянно может сам переключить программу.
Ушной вкладыш
Уши и слуховые проходы в этом возрасте еще очень маленькие, а потому один лишь выбор длины вкладыша уже создает серьезную проблему. Чем сильнее потеря слуха, тем длиннее должен быть канальный кончик. Предпочтительно использовать для вкладыша мягкий материал. Как правило, в данном случае ограничиваются изготовлением чаши. Несмотря на то, что кольцо обеспечивало бы лучшую вентиляцию ушной раковины, ушная раковина обычно так мала, что изготовить кольцо очень трудно, и оно быстро рвется. Когда Вы работаете с детьми трех-шести лет, может случиться так, что Вам придется каждые три месяца делать новый вкладыш из-за непрерывного роста ребенка. И, конечно, цвет вкладыша играет большую роль в его принятии.
Снятие слепка
Чтобы можно было осмотреть слуховой проход, ушную раковину ребенка оттягивают не назад и вверх, а именно назад. Проводить отоскопию нужно очень точно и умело, чтобы слепок был достаточным, но не слишком длинным. Снимать слепки у ребенка должен только очень опытный специалист.
Когда дети впервые проходят эту процедуру, они боятся, так как не знают, будет ли им больно. Весь опыт, который существует у них на этот момент, заключается в том, что эта процедура может быть весьма болезненной, если ранее им чистили уши или лечили их в случае воспаления. Слова «Не бойся, это не больно» говорят ребенку о том, что это все-таки может быть больно, потому что эти слова ему уже доводилось слышать раньше. Лучше всего подготовить ребенка к снятию слепка следующим образом: объясните ему, что Вы хотите сделать изображение его уха изнутри. Покажите ребенку каждый шаг, прежде чем Вы его сделаете. Посветите лучом световода ему на ручки, позвольте ребенку потрогать инструменты и познакомиться с ними. Если ребенок очень боязливый, то вначале всю операцию, шаг за шагом, нужно провести на сопровождающем лице.
Скажите ребенку, что сейчас ему будет немного щекотно, когда Вы будете вкладывать в ухо самостоятельно изготовленный тампон. Прежде чем впрыскивать слепочный материал в ухо, выдавите его немного на руки ребенку. Благодаря этому он сможет почувствовать, как затвердевает материал. Скажите ему, что снятие слепка продлится примерно столько времени, сколько занимает вечерняя чистка зубов. Это хороший ориентир для ребенка этого возраста, потому что он еще не представляет, сколько это – три или пять минут. Слепки нужно снимать один за другим, потому что при этом ребенок может прислониться головой к папе или маме, пока материал затвердевает. Дайте малышу интересную игрушку, чтобы руки у него были заняты, и он поминутно не хватался за ухо.
Аксессуары
Многие дети еще не могут самостоятельно надевать свои слуховые аппараты и не могут сообщить о том, что батарейка села. Поэтому важно, чтобы родители каждое утро проверяли аппараты, прежде чем надеть их ребенку. Воспитательницы в детском саду тоже должны знать об этом и иметь запасные батарейки на случай, если они заметят, что ребенок сегодня реагирует на звуки хуже, чем вчера. Многие современные слуховые аппараты издают предупредительный сигнал о разрядке батарейки. Если приучить ребенка, чтобы он, услышав его, немедленно бежал к родителям или воспитательнице, это окажет большую помощь; но отреагирует ли ребенок на эти звуки, если он с головой ушел в игру, это уже другой вопрос. Как дома, так и в детском саду всегда должен быть наготове тестер для батареек, а взрослые должны уметь им пользоваться. Разумеется, нужно ежедневно пользоваться набором для чистки ушных вкладышей и сушилкой для слуховых аппаратов.
Материал подготовлен специалистами сети Центров хорошего слуха «Радуга звуков».
Страница
1 - 1 из 3
Начало | Пред. |
123
|
След. |
Конец
| Все
: Материал подготовлен специалистами сети Центров хорошего слуха «Радуга звуков».
Автор: Материал подготовлен специалистами сети Центров хорошего слуха «Радуга звуков».