Радуга Звуков

Беспроводные коммуникационные устройства помогают детям с аутизмом учиться лучше

Беспроводные коммуникационные устройства помогают детям с аутизмом учиться лучше
Новое исследование показало, что, по мнению учителей, беспроводные технологии позволяют детям с аутизмом "слышать четче и легче общаться", а также эти технологии "улучшают понимание и разборчивость речи, и дети становятся более внимательными и лучше ведут себя в классе".

Штефа, Швейцария. 6 ноября 2013 г.
Исследование, опубликованное в журнале Pediatrics показало, что продолжительное использование беспроводных коммуникационных устройств может помочь детям с аутизмом лучше понимать речь в классе, социально адаптироваться и учиться.

Расстройство аутистического спектра (РАС) – это неврологическое нарушение с целым рядом поведенческих симптомов, таких как нарушение социального взаимодействия и трудности при общении. Дети с расстройствами аутистического спектра также часто испытывают проблемы с обработкой звуков, которые могут еще больше усугубить их проблемы с социализацией.

Phonak inspiroИсследование «Использование специальных устройств для компенсации нарушений слуховой обработки у детей-аутистов» – это первая в своем роде работа, посвященная изучению постоянного использования беспроводных технологий во время обучения в школе для детей с расстройствами аутистического спектра и нарушениями слуха. Во время этого исследования, проведенного Гэри Рансом (Университет Мельбурна), специалисты сравнивали результаты монаурального (на одно ухо) и бинаурального (на оба уха) использования беспроводных коммуникационных устройств среди 20 детей с расстройствами аутистического спектра, и пытались определить, насколько беспроводные системы (в частности, передатчики Phonak inspiro и приемники Phonak iSense) могут улучшить слышимость и разборчивость речи у этих детей.

«Беспроводные системы обеспечивают непревзойденное повышение отношения сигнал-шум (ОСШ), они полезны не только при обычном общении, но и во время учебы, – говорит Гэри Ранс, доцент отделения аудиологии и патологии речи Университета  Мельбурна. – Дети четче слышали слова учителя, общались со своими одноклассниками без лишних усилий и, как правило, лучше занимались во время школьных уроков, чем те, кто не использовал персональные коммуникационные системы. Большинство детей также хотели бы использовать эти устройства и после окончания исследования».

В исследовании участвовали 20 детей с расстройствами аутистического спектра – 10 учащихся начальной школы и 10 учащихся средних классов – в возрасте от 8 до 15 лет. В контрольную группу входили также и обычные дети разного возраста и пола, чтобы проверить гипотезу авторов о том, что дети с аутизмом испытывают больше трудностей с обработкой информации, полученной при помощи слуха, чем дети без расстройств аутистического спектра.

Phonak iSenseГэри Ранс и его коллеги протестировали каждого ребенка в несколько этапов: обработка аудиосигналов в определенном промежутке времени (как изменяется способность мозга анализировать звучание с течением времени); пространственный слух (насколько эффективно оба уха используются для локализации и различения отдельных источников звука), а также функциональность слуха (разборчивость речи при наличии фонового шума). Половина, то есть десять, детей с расстройствами аутистического спектра в рамках исследования пользовались беспроводными системами в течение шести недель. В этот период они носили беспроводные приемники Phonak iSense до семи часов в день, общаясь с учителями и родителями, которые, в свою очередь, говорили в микрофон передатчика Phonak inspiro.

Беспроводные коммуникационные устройства, такие как системы Phonak inspiro / iSense, использовавшиеся в исследовании, также иногда называют системами частотной модуляции (FM-системами). Они работают путем передачи речи от микрофона, прикрепленного, например, к одежде говорящего, в незаметные приемники, надетые на ухо слушателя. Результат – слова учителей или родителей попадают непосредственно в уши ребенка. Уже не раз было доказано, что такой подход улучшает понимание речи детьми с кохлеарной тугоухостью, центральным нарушением слуховой обработки и слуховой нейропатией.   

Возврат к списку