Радуга Звуков

Правовые аспекты

Отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) регулируются Законом Российской Феде-рации "О защите прав потребителей" в редакции от 09.01.1996 № 2-ФЗ (с изменениями от 17.12.1999, 30.12.2001).

Взаимоотношения сторон

Указанный Закон регулирует отношения, вытекающие из возмездных договоров, и устанавливает, что факт приобретения товара (в данном случае слухового аппарата) является Договором купли-продажи, заключенным в устной форме между потребителем и изготовителем (продавцом). Заключение такого договора предусматривает не только защиту прав потребителей и возложение ответственности на изготовителя (продавца) за несоответствие товара обязательным требованиям к продукции, но и соблюдение потребителем определенных правил по эксплуатации приобретенного товара, содержащихся в сопроводительной инструкции или паспорте продукта, а также освобождение изготовителя (продавца) от гарантийных обязательств при поломке товара в результате нарушения потребителем этих правил.

Однако отношения, возникающие из безвозмездных гражданско-правовых договоров,  законодательством о защите прав потребителей не регулируются. Таким образом, если слуховой аппарат выдан пользователю безвозмездно органами социальной защиты населения, здравоохранения или другой уполномоченной организацией, то гарантийные обязательства изготовитель (продавец) несет не перед пользователем слухового аппарата непосредственно, а перед госзаказчиком (организацией, осуществившей закупку продукции) и только в соответствии с заключенным государственным контрактом на поставку данного вида товара (услуг). То есть, на слуховые аппараты, полученные на безвозмездной основе, в случае выхода их из строя, действие  вышеупомянутого Закона не распространяется. Их гарантийное обслуживание, возврат, обмен или возмещение потребителю стоимости производятся лишь в том случае, если это оговорено в заключенном по результатам конкурсных торгов между организацией-заказчиком и фирмой-поставщиком государственном контракте. Как правило, условия гарантийного обслуживания в государственном контракте оговорены. Поэтому, потребителю (а лучше специалисту, осуществляющему выдачу слухового аппарата) необходимо на момент получения уточнять условия гарантий.

Обмен слуховых аппаратов

Согласно п. 1 ст. 25 Закона "О защите прав потребителей"  потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего  качества в течение 14 дней, не считая дня его покупки. Но на слуховые аппараты этот порядок не распространяется, т. к. Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 утвержден Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, цвета, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, а равно возврату с возмещением стоимости. В этот перечень включены «приборы и аппаратура медицинские», какими и являются слуховые аппараты. Обмен слуховых аппаратов в течение срока эксплуатации производится на основании статьи 18 Закона «О защите прав потребителей».
 
Срок эксплуатация слухового аппарата

В соответствии со стандартами, общепризнанными в мировой практике эксплуатации сурдотехники, средний регламентированный срок службы заушных слуховых аппаратов составляет 5 лет, что определяется гарантированным сроком работы преобразователей.

Потребитель вправе предъявить требование о ремонте слухового аппарата – в течение  определенного гарантийного срока – бесплатно, а также платно в постгарантийный период. Исключением для бесплатного ремонта слухового аппарата в постгарантийный период являются случаи,  когда имели место существенные недостатки слуховых аппаратов, которые возникли до передачи такового потребителю или по причинам, возникшим до этого момента (если потребитель это докажет).

Бесплатное сервисное обслуживание осуществляется в течение гарантийного срока работы товара (этот срок определяется организацией-изготовителем, и в большинстве случаев  для слуховых аппаратов он составляет один год).

Гарантийном срок (срок, в течение которого ремонт осуществляется бесплатно) записывается в паспорт или Руководство по эксплуатации, которые прилагаются к слуховому аппарату. Эти гарантийные обязательства не распространяются на аксессуары, которые могут входить в комплектацию – стандартные ушные вкладыши и источники питания – воздушно-цинковые батарейки, аккумуляторы, а также на зарядное устройство.

Прием аппарата на бесплатное сервисное обслуживание осуществляется при наличии оригинала паспорта (руководства по эксплуатации) на слуховой аппарат,  в котором проставлена дата продажи (выдачи), печать и подпись представителя торгующей организации  (или выдавшей аппарат бесплатно!) в графе «Свидетельство о приемке и продаже», а также в отрывных корешках гарантийных талонов. Это требование исходит из наличия попыток исправления даты продажи в паспорте, и продления, таким образом, срока бесплатного гарантийного обслуживания.

При отсутствии даты продажи в паспорте и гарантийном талоне, гарантийные обязательства изготовителя (продавца) начинаются с даты  выпуска аппарата.

Гарантийные обязательства не распространяются на слуховые аппараты:
  • с механическими повреждениями
  • носящие следы химического воздействия
  • подвергавшиеся самостоятельной разборке
В этих случаях ремонт производится за счет потребителя!

Согласно закона «О защите прав потребителей» после проведения ремонта гарантийный срок продлевается на время, в течение которого не пользовались слуховым аппаратом – он определяется по дате приема в ремонт и выдачи аппарата из ремонта.

Под существенным недостатком  Закон «О защите прав потребителей» понимает не-устранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоизмеримых затрат времени, или выявляется неоднократно, или появляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

При возникновении спора о причинах появления недостатков, в том числе и недостатков, выявляющихся неоднократно, которые возникли до передачи слухового аппарата потребителю или из-за несоблюдения правил эксплуатации (изложенных в паспорте и руководстве по эксплуатации), изготовитель обязан организовать и провести экспертизу за свой счет. Потребитель вправе оспорить заключение экспертизы в судебном порядке. Если в результате экспертизы будет установлено, что недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает изготовитель, потребитель обязан возместить расходы  на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на транспортировку и хранение товара (п. 5 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей»).