Выбрать город
Радуга Звуков

Готовимся к игровой аудиометрии. Формируем условно-двигательную реакцию на звук

Готовимся к игровой аудиометрии. Формируем условно-двигательную реакцию на звук

Этот наиболее понятный и доступный для них метод обучения можно использовать для достижения различных целей, в том числе для формирования условно-двигательной реакции на звук (УДР). Оптимальным для его применения становится возраст от 1,5 до 3 лет, когда ребенок еще не в состоянии нужным образом реагировать на внешние звуковые сигналы, но при этом он способен достаточно быстро запомнить определенный порядок действий.

По мнению специалистов, УДР может использоваться в качестве подготовки к проведению важной для диагностики нарушений слуха процедуры — игровой тональной аудиометрии. Каким образом можно организовать игровую деятельность для формирования условно-двигательной реакции на звук, рассказывает сурдопедагог Центра хорошего слуха «Радуга звуков» (г. Тула) Юлия Александровна Мочалова.

Условно-двигательная реакция (УДР) — выполнение ребенком определенного действия в ответ на звуковой стимул, например голос или звучание какого-либо предмета. Как показывает практика, удобнее всего для этих целей использовать различные музыкальные инструменты: барабан, дудку, свисток, колокольчики и т.д. Важно! Звук должен быть доступен для восприятия слуховой системой ребенка. Выработка УДР всегда начинается с неречевых звучаний, постепенно переходя на речевые. На самом первом этапе лучше всего использовать громкий и низкочастотный звук барабана, который чаще всего доступен для восприятия детьми даже с большой потерей слуха. Предъявляемый частотный диапазон постепенно расширяем, добавляем неречевые звуки средней частоты (например, дудку или гармошку) и высокочастотные звуки (колокольчик, шарманка и др.). Затем переходим к речевым стимулам.

Учимся вместе

На самом раннем этапе упражнения даются слухозрительно, то есть ребенок должен видеть предмет — источник звучания, например палочку в руке сурдопедагога, опускающуюся на мембрану барабана, движение колокольчика в момент предъявления звука. На заданный звук ребенок может выполнять любое действие: надеть колечко на пирамидку, кинуть камешек в банку с водой, спустить шарик с горки. Пока малыш не понимает, какое действие нужно выполнить, помогаем ему, манипулируя его рукой, показывая пример. Чтобы ребенок не заскучал, можно поменяться ролями. Например, он стучит по барабану, а сурдопедагог в это время подносит колечко к своему уху или указывает на него пальцем, восклицая: «О, я слышу!». И надевает колечко на пирамидку или кидает камешек в банку с водой.

Когда малыш с легкостью выполняет это задание, можно переходить к более сложному уровню, когда все действия будут выполняться только на слух. Сурдопедагог прячет источник звука за ширму или под стол, старается незаметно издать звук и ждет ответную реакцию. После того, как ребенок научился хорошо выполнять действия на неречевой сигнал, пришло время подключать фонемы/слоги или короткие слова («у», «м», «ш», «с», «па-па-па», «бах», «буль» и т.д.).

УДР на звук — рефлекс или осознанное действие?

Формирование условно-двигательной реакции — задача непростая, особенно для ребенка, который имеет еще слишком маленький слуховой опыт. Очень важно выполнять все действия спокойно, без напряжения, процесс обучения должен быть для малыша интересен и не вызывать негативную реакцию. Запасаемся терпением и хорошим настроением!

Чтобы у маленького ребенка не пропадало желание, чтобы он с удовольствием формировал новую реакцию во время занятий с сурдопедагогом и дома, существует несколько несложных приемов. Остановимся на них более подробно.

Заинтересованность ребенка — важный шаг

В большинстве своем дети раннего возраста — непоседы, которых очень сложно усадить за стол для выполнения какой-либо деятельности. Все, что требуется в данном случае от родителей, — дать волю своему воображению и устроить игру, например, на полу, либо провести занятие на свежем воздухе, начав учиться вместе с малышом. Важно! Во время этого увлекательного процесса не забывайте проговаривать каждое свое действие, добавлять живые и искренние эмоции, побуждая кроху удивляться и радоваться вместе с вами.

Море в тазике с водой

Налейте в тазик теплой воды, капните немного голубой краски, скажите: «Ого! Смотри, какое красивое у нас будет море, голубое!» Следующее действие: «А давай добавим в наше море желтого песочка, чтобы кукле было приятно ходить ножками по дну». Важно! Песок мы начинаем засыпать в воду ровно в тот момент, когда слышим звук. Например, если ребенку нравится звук барабана, стучите в него, запуская тонкой струйкой из ладошки песок в «море» вместе с малышом. На данном этапе в работу включается тонкая моторика. — «Давай сначала наберем песочек в ладошку, а потом тонкой струйкой будем его выпускать в море, чтобы не было больших волн». В этот же момент включаются сенсорные ощущения, потому что вместе с ребенком мы перебираем песок, трогаем руками воду. Можно остановиться, предложить малышу достать до «дна», проверить, достаточно ли песочка? Важно! Все действия выполняются только после услышанного звука, подсыпаем ли мы песок или проверяем глубину «моря». Если у малыша еще не получается сделать это самостоятельно, манипулируем его ручкой, делаем все движения вместе с ним.

Если ребенок устал, а такое тоже может быть, берем паузу. Важно! Необходимо сохранять интерес к игре, не вызывать протестных эмоций. Обыграть ситуацию можно, например, такими репликами: «Ой, как много работы мы с тобой проделали! Ты устал? Давай немного отдохнем, потом вернемся сюда опять, наше море будет ждать нас!» По возвращении или если ребенок готов сразу продолжить игру, кидаем на звук в воду камешки, ракушки, запускаем «рыбок». Важно! Используем звучание того музыкального инструмента, которое больше всего нравится малышу. Это может быть маршевый звук барабана, мелодичная флейта, колокольчики или бубенцы. Главное, чтобы их частотный диапазон был доступен малышу для восприятия.

Если ребенок находится на том уровня слухоречевого развития, что ему доступно восприятие фонем, то песок, например, можно насыпать, сопровождая действие звуком «с-с-с», камешки кидать на звук «у-у-у», «рыбок» запускать на короткое слово «буль». Если малыш совсем маленький, не забывайте про перерывы или продолжайте игру на следующий день. Например, сегодня насыпали песочек, завтра будем кидать камешки, а послезавтра запускать рыбок.

shutterstock_2466694547.png

Мы настоящие капитаны!

Развивать игровую ситуацию с морем можно в разных направлениях, добавляя новые детали. Например, смастерите с ребенком бумажные кораблики и поиграйте в капитанов. Пусть малыш самостоятельно или с вашей активной помощью попробует сложить из листа бумаги кораблик. Если пока ему сложно это сделать, пусть он будет наблюдателем, а вы — «главным инженером».

Важно! Проговаривайте свои действия, оречевляйте, оживляйте их. Для капитанов морской флотилии из втулок от рулонов бумажных полотенец можно смастерить «подзорные трубы». Предложите ребенку обклеить их веселыми наклейками, задействовав, таким образом, тонкую моторику. Великолепным дополнением могут стать бумажные пилотки. Тогда ребенок сможет почувствовать себя настоящим капитаном! Важно! Максимальное количество действий должно выполняться на определенный звук. Например, спускать лодочки можно, сопровождая движение звуком колокольчика, выполняющего в данной ситуации роль настоящего корабельного колокола, или добавить звучание собственного голоса, например протяжное «тууу».

— «А теперь пришла пора нашей кукле купаться! Чтобы ей было веселее, пусть вместе с ней в воду прыгают и уточки, и собачки» и так далее. Важно! Все действия по-прежнему выполняются только по звуку. Дополнительным заданием в этой игре может стать подсчет лодочек, что станет хорошей основой для формирования элементарных математических представлений.

Развиваем пространственные ощущения

Завершая игру, можно предложить ребенку понаблюдать за тем, как плавают лодочки: «Давай, как настоящие капитаны, понаблюдаем за ними с берега в подзорную трубу». — «Вот наши лодочки совсем рядом, они близко!» Затем отойдите подальше и посмотрите, что изменилось: «Ты видишь, как далеко от нас стали лодочки. А теперь мы отойдем еще дальше, и наши лодочки станут совсем маленькими, или вовсе исчезнут». Таким образом, в пределах одной игры можно развивать пространственные ощущения и попутно формировать понимание «близко» и «далеко». И даже если малыш еще совсем не осознает значение этих слов, многократное повторение в нужном контексте и с соотнесением их с собственными ощущениями поможет ему закрепить это понимание. Развитие пространственных представлений станет впоследствии хорошей базой при освоении навыков письма, счета, рисования, а также дисциплин, опирающихся на установление соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, взаимосвязи.

Развитие речевого дыхания

Можно также подуть на «море», чтобы создать на нем волны и пустить наши лодочки в настоящее плавание, таким образом тренируясь в развитии навыка направленного речевого выдоха.

Играть вместе — веселей

Как мы видим, всего одна игра может предложить множество вариантов для обучения ребенка, весь процесс формирования условно-двигательной реакции станет простым и познавательным одновременно. Если к занятиям присоединятся другие родственники, например папа или брат с сестрой, они станут еще интереснее и продуктивнее: подражая, ребенок гораздо быстрее освоит действие по сигналу.

Играем всегда и везде

Аналогичным образом можно выстроить игровой процесс и с другими предметами. Например, во время прогулки в парке собирайте шишки в корзинку. Варьируйте положение корзинки относительно ребенка, ставьте ее на разную высоту. В этом случае ребенок будет не просто собирать шишки, но и оценивать расстояние, учиться понимать, на какую высоту ему нужно поднять руку.

Осенний вариант игры — собирание опавших листьев в мешочек, зимой — игра в снежки.

Важно! Все действия выполняются по сигналу. Не забывайте подбирать звучащие предметы в соответствии с особенностями слуха малыша.

Если ребенок совсем маленький и, возможно, только недавно научился ходить, хорошим вариантом для формирования УДР могут стать занятия с подключением крупной моторики. Предложите малышу пройтись по разложенным друг за другом на полу небольшим диванным подушкам или массажным коврикам, наступая на каждый последующий по звуковому сигналу. Здесь можно использовать неречевые звуки, например музыкальные игрушки, или односложные слова, например «топ». Не забывайте поддерживать ребенка, если ему пока сложно удерживать баланс.

С помощью таких несложных, но интересных способов, формирование необходимых для дальнейшего развития навыков непременно превратится в интересную игру. Самым главным инструментом, безусловно, является фантазия педагога или родителя, огромный запас терпения, желание помочь малышу и позитивный настрой.



Автор: Юлия Александровна Мочалова

Оценить статью

(0)
Отправить
Отправить
Поделиться
Поделиться

Читайте также

Возврат к списку