Звонок бесплатный
«Конечно, большую поддержку всем моим начинаниям оказывают родители. Многому я научился у отца: именно он стал моим первым учителем и наставником. До сих пор я обращаюсь к нему за советом и поддержкой. Очень благодарен маме за ту любовь и заботу, которой она окружает меня каждый день».
«Москва – большой интересный город, никаких проблем в коммуникации у меня не возникает. Я не чувствую своей ограниченности, могу найти общий язык с каждым, и если меня кто-то не понимает, я найду способ донести до него свою мысль. Я много работаю, поэтому мне некогда грустить и переживать, что со мной что-то не так».Как и все молодые люди, Адиль активно пользуется социальными сетями, где не только выкладывает собственные работы и делится впечатлениями от путешествий, но и раскрывает секреты создания скульптур, рассказывает о важных для него социальных проектах.
«Я стараюсь делать свои работы легкими, воздушными, чтобы они не давили на зрителя. Этого можно добиться разными способами, например, если перенести основную часть скульптуры наверх. Можно добавить динамику, движение, как, например, в парной скульптуре по мотивам одной из картин Хендрика Аверкампа. Акцентирование на верхней части скульптуры помогает создать ощущение полета, того, что мои герои вот-вот оторвутся от земли и полетят навстречу мечте».Адиль рассказал, что сегодня у него есть возможность работать сразу в нескольких мастерских – в институте на Таганке, на Шелепихинской набережной у отца. В ближайшее время закончится ремонт в его собственной мастерской на Шелепихе. На вопрос, сколько у него сейчас готовых работ, он ответил, что никогда их не считал, но думает, что не менее сотни. Среди них есть и монументальные скульптуры, и набор фигур для шахмат, и даже воплощенный в бронзе биологический процесс.
«Идеи для новых работ приходят сами собой. Иногда на эскиз уходит не более 30 минут, а иногда до нескольких дней. Одна из наиболее необычных работ на данный момент – биологический процесс, который является результатом одного из курсовых проектов института. Мне стало любопытно, что будет, если собрать насекомых, которые мимикрируют в один организм – цветок. Образ каждого насекомого представляет растение. Все они как листья, и если их собрать, то получится пион. В случае опасности у насекомых срабатывает командный режим, а когда опасность минует, начинается процесс пищевой цепочки. Большие поедают маленьких. В моей работе насекомые, возможно, не видят друг друга, потому что слишком хорошо сливаются с природой. И только мокрица, как я могу предположить, догадывается, что палочник собирается с ней сделать через пару минут».Одной из первых работ, которую отметили профессионалы, стал «Маленький Гагарин». Адиль в тот момент не считал эту скульптуру шедевром, однако она очень понравилась первому и самому строгому зрителю – его отцу. Началась история успеха, как это иногда бывает, с обычного школьного задания на тему «Космос».
«В голову, конечно, в первую очередь приходит Юрий Гагарин. Проблема заключалась в том, что скульптур первого космонавта существует великое множество, а мне хотелось сделать что-то оригинальное. Я понял, что никто до сих пор не лепил Гагарина-ребенка. Как сейчас я понимаю, он во многом отвечал моим тогдашним устремлениям. Я хотел быть похожим на него, с оптимизмом смотреть на недостижимое и на первый взгляд невозможное для воплощения. Лет восемь назад в Китае проходил конкурс для молодых людей, и мой Гагарин вошел в число работ, после чего я получил заказ установить Гагарина именно там. С помощью местных рабочих мы собрали скульптуру за 10 дней».
«Вообще, моей первой мечтой было изобразить знаменитых людей в детстве, их мир и желания. Я был маленький, поэтому мне было интересно посмотреть на мир взрослых сквозь призму восприятия ребенка. Сегодня в коллекции тематических скульптур есть маленький Наполеон с огромной манией величия, мечтательный Гагарин, устремленный в небо, не по годам серьезный Кутузов и «зеленый мальчик» – золотой Кинтаро. Согласитесь, неплохая компания подобралась?».
«Когда я учился в лицее, одним из заданий было придумать натюрморт из овощей и фруктов. Я любил эти недельные задания, мне они всегда давались легко и просто. Но, как без пяти минут выпускнику, мне было неинтересно делать какой-то натюрморт, потому как такое задание давали первокурсникам. Я понимал, что мне остается только сделать что-то оригинальное… Результатом моих раздумий стала эта скульптурная композиция по мотивам Джузеппе Арчимбольдо. Мои учителя сомневались в успехе, однако, в конце концов, они оценили результат, и я снова вышел победителем».
«Было время, когда я увлекался компьютерной графикой, и одно из любимых воплощений появилось после мысли – как сердце может петь? Я попытался представить, каким образом можно совместить человеческий орган, то есть сердце, с шотландской волынкой. Пришел к выводу, что отвод воздуха в волынке выглядит также как в сердце, клапанов предостаточно, и – привет, Ганнибал-каннибал. Сначала я хотел остановиться на создании рисунка и ограничиться его публикацией в соцсети... до тех пор, пока один талантливый лицеист из младшего класса не проявил наглость (правильно сделал, спасибо ему) и не спросил, может ли он этот образ слепить для себя. На что получил ответ, что я уже делаю это сам. Как вы понимаете, слово – закон, я одумался, реализовал рисунок и ни разу об этом не пожалел».
«Учитель сказал, чтобы я развивался, и я выполняю его наказ».Адиль Алиев – ученик известного российского скульптора Александра Рукавишникова. Кстати, неслучайно наша с ним встреча произошла в арт-кафе «Рукав». Царящая здесь атмосфера творчества настраивает на позитивный лад, и большую роль в создании уникальной атмосферы играют работы самого Рукавишникова и его учеников. В последнее время Адиль активно сотрудничает с одной из сталелитейных мастерских Переславля-Залесского. По словам молодого человека, именно там созданы все условия для работы, мастера всегда готовы прийти на помощь в случае необходимости. Никаких технических проблем при отливке скульптур не случается, так как сейчас существует достаточно много приспособлений.
«Если фигурки маленькие, то я могу со всей работой справиться сам, для больших работ есть помощники и специальная техника, поэтому особых трудностей не возникает. Вообще процесс отливки увлекательный. Когда ты своими глазами видишь рождение твоего замысла, эмоции испытываешь совершенно необыкновенные. Мои институтские учителя сказали, что нельзя останавливаться, нужно обязательно двигаться вперед, работать в разных направлениях, изучать разные стили. Если ты много работаешь, то ты видишь и результаты. Я редко рассказываю о том, сколько стоят мои работы и что продается особенно хорошо. Но хочу отметить эту работу. В 2012 году я решил сделать большую черепаху, причина была проста: захотелось в свою коллекцию добавить немецкий шлем, и сама по себе пришла такая идея. Спустя шесть лет одна заказчица захотела такую черепаху, но поставила ограничение по размеру. И я придумал уменьшенную версию большой модели. А не так давно ко мне поступил необычный заказ. Друзья Рамзана Кадырова решили подарить ему на день рождения шахматы, но не простые, а из бронзы, чтобы на каждой фигурке был чей-нибудь портрет. Обратились ко мне за помощью. Я выполнил заказ за один месяц, и бронзовые шахматы улетели в Чечню. Надеюсь, что имениннику подарок друзей понравился».Скульптуры Адиля Алиева уже украшают такие крупные российские города, как Москва и Санкт-Петербург. Они есть в Нидерландах, Франции, Китае. Как молодой художник, Адиль старается принимать участие в разных по направленности выставках и проектах, и, по словам скульптора, его одинаково хорошо принимают и в Москве, и в Барселоне, и в Монако.
«Вот тогда действительно удается убить двух зайцев, и это радует. В каждом городе существуют свои особенные взгляды на искусство, уникальная архитектура, и тем интереснее изучать работы скульпторов разных эпох.
Я стараюсь понять, какие чувства испытывал мастер и что он хотел донести до зрителя, понять, как он работал с камнем или металлом, технику исполнения – и, конечно же, докопаться до самой сути произведений. Я люблю необычные скульптуры, те, над которыми можно поразмышлять, иначе у меня пропадает желание работать. Я хотел бы несколько изменить современную скульптуру. Для меня важны чувствo и острота мысли».
«Мне очень нравится моя работа, то, что делаю каждый день, для меня чрезвычайно важно. Я постоянно нахожусь в развитии, вижу, что людям нравятся мои скульптуры, и именно в этом сейчас заключается смысл жизни. Мне интересно все новое, я работаю каждый день, стараюсь успеть сделать как можно больше. Существует много направлений, в которых я работаю, я не стою на месте, чувствую востребованность как скульптор. Конечно, увлекаюсь многими вещами, стараюсь не упустить ни одного яркого события, которое происходит вокруг и которое мне интересно. В каждой работе, так или иначе, находят свое отражение мои личные мысли и переживания, то, что меня волнует в данный момент.
Сейчас я задумываюсь о будущем. Надеюсь, что со временем научусь выражать в своих работах абсолютно все, что мне нравится. Один умный человек сказал, что скульптура – как вино, как капитал, она не обесценивается со временем. Хочу проверить это утверждение на собственном творчестве».