Радуга Звуков

Как работают слуховые аппараты


О звуке

Наш мир наполнен тысячами звуков: громкие, резкие, мелодичные, тихие, раздражающие, или, наоборот, успокаивающие. Мы слышим голоса людей, музыку, шум города, шелест травы и пение птиц. И нам трудно представить мир, в котором царит тишина.


В России более 13 миллионов глухих и слабослышащих людей. Около двух миллионов их них – дети.

СтепанСтепану 7 лет. Он учится в первом классе обычной школы и ничем не отличается от своих  ровесников – общается с друзьями, ходит на экскурсии, занимается музыкой. Сейчас в это трудно поверить, но первые три года своей жизни мальчик ничего не слышал.

Кавычки
«Это было в феврале, мы пришли домой после больницы, когда нас выписали, –  рассказывает Наталья, Мама Степана. –  У него широко раскрылись глаза, он стал прислушиваться, потому что везде, со всех сторон разные звуки – там птички, тут голос мамы. Для него всё это было необычно. И мы по его глазам поняли, что наш ребенок, наконец, слышит, и для нас это была самая большая радость в жизни».

О слухе

Слух. С его помощью мы воспринимаем окружающий мир во всем его разноголосии. Звук рождается при вибрации какого-либо упругого тела, например, струны. В воздухе возникают  колебания – звуковые волны. Они распространяются от источника звука по всем направлениям. Человек способен воспринимать звуки частой от 16 до 20000 Герц. Звук ниже диапазона нашей слышимости – инфразвук, выше – ультразвук.

Кавычки
«Слух – это восприятие звуков из окружающей среды, получении звуковой и речевой информации, – говорит Александр Пашков, руководитель отдела аудиологии, слухопротезирования и слухоречевой реабилитации клинической больницы № 86 ФМБА России. – Сама по себе природа звука – это колебание воздушной среды. Но дело в том, что мозг человека не воспринимает какие-либо колебания. Он воспринимает только электрические импульсы».
Ухо

Звуковые волны попадают в наружный слуховой проход, вызывая колебания барабанной перепонки. Слуховые косточки, расположенные в среднем ухе, передают колебания во внутреннее ухо – улитку. Именно она отвечает за восприятие звуков различной частоты. В улитке расположены чувствительные волосковые клетки. Они преобразуют механические колебания в электрические импульсы, которые через слуховой нерв передаются в головной мозг.

Кавычки
«Информация в виде электрических импульсов попадает на кору головного мозга, где происходит анализ звуковой информации. В соответствии с этим происходит принятие какого-то решения», – продолжает Александр Пашков.

Совокупность органов слуха – рецепторных и нервных структур – это слуховой анализатор, который и обеспечивает восприятие звуковых колебаний. В коре головного мозга хранятся шаблоны окружающих нас звуков – знакомые голоса, музыка или сигналы, предупреждающие об опасности. Это помогает мозгу быстрее отличить знакомые звуки от незнакомых и вовремя отреагировать.

О потере слуха

Расстройства слуха снижают качество жизни. Они бывают врожденными, то есть генетическими, и приобретенными. В последнем случае человек часто даже не подозревает, что с его слухом что-то не так.

КавычкиЗубов Сергей Владимирович
«Почему мы страдаем запущенными случаями? Потому что очень долго человек не хочет сознаться в том, что он плохо слышит, он делает радио громче, он делает телевизор громче, вместо того, чтобы обратиться к врачу. Если окружающие не обратят на это внимание, человек может и сам обратить на это внимание», – рассказывает Сергей Зубов, руководитель отдела новой техники ведущего предприятия по производству слуховых аппаратов и сурдоакустической техники ООО "Исток Аудио Трейдинг".

Врачи говорят о нарушении слуха, когда человек воспринимает звук от 25 дБ. Децибел (dB, дБ) – относительная логарифмическая единица измерения уровня звукового давления, которая связана с громкостью звука. Например, шепот – звуковое давление в 10 дБ, 20 дБ – норма шума в жилых помещениях, 40 дБ – приглушенный разговор, 80 дБ – шум работающего двигателя грузового автомобиля. Диагноз глухота ставится тем, кто воспринимает звук только от 90 дБ.

Причина снижения слуха – отказ одной из частей слухового анализатора. Возможных причин множество. Например, заболевания, такие, как сахарный диабет или злокачественные опухоли. Некоторые антибиотики могут оказаться губительными не только для вирусов и бактерий, но и для волосковых клеток внутреннего уха.

Кавычки
« Существует несколько разновидностей нарушений слуха, и если мы говорим о глубоких нарушениях, то в большинстве случаев их природа как раз лежит в нарушении функционирования сенсорных волосковых клеток улитки, – говорит Александр Пашков. – Повреждение именно этого рецепторного отдела как раз ведет к глубоким, тяжелым нарушениям слуха».

Возраст – ещё одна причина снижения слуха. Работа слухового анализатора во многом зависит от непрерывного тока крови. С возрастом кровеносные сосуды могут постепенно сужаться. В результате возникает нарушение слуха, в частности, старческая тугоухость. Сначала окружающие звуки могут казаться не тихими, а наоборот, слишком громкими. Слух как будто обостряется.

Кавычки
«Ненормальное функционирование сенсорного аппарата субъективно приводит к тому, что человек воспринимает какие-то звуковые явления как недостаточными, так и чрезмерно избыточными, – продолжает Александр Пашков. – То есть незначительное повышение громкости для человека с нормальным слухом остается незаметным, а человек с нарушенной функцией такое повышение громкости и интенсивности звука воспринимает субъективно как раздражающее его».

старческая тугоухостьПотеря слуха происходит постепенно, причем не по всем частотам одинаково. То есть это нельзя сравнить, например, с уменьшением громкости телевизора. Некоторые звуки так же хорошо слышны, как и раньше. Другие же становятся тише и постепенно исчезают совсем.

Кавычки
«Если потеря слуха связана со звукопередачей, то есть это барабанная перепонка, слуховые косточки, тогда больше будут страдать низкочастотные компоненты, – говорит Иса Мухамедов, ведущий научный сотрудник отдела заболеваний уха ФГБУ «Научно-клинический центр оториноларингологии» ФМБФ России. – Когда идет поражение сенсорно-неврального аппарата, поражение волосковых клеток – слухового анализатора, то есть не передающего, а воспринимающего компонента, то в первую очередь могут страдать высокие частоты».

С возрастом чаще всего становятся недоступны звуки высоких частот, а именно на этих частотах звучит человеческая речь. То есть человек слышит хорошо, но не понимает, что именно ему говорят.

Кавычки
«Когда идут возрастные изменения, чаще всего страдает сенсорно-невральный аппарат и нарушается  восприятие высокочастотного диапазона звуков, – продолжает Иса Мухамедов. – Поэтому пожилые люди часто говорят: «Я не слышу, как говорит внучка, но слышу мужчину, говорящего басом». То есть низкочастотный аппарат не страдает, а высокочастотный может страдать в первую очередь».

Слуховые аппараты

К сожалению, в большинстве случаев тугоухость носит необратимый характер и не поддается лечению. В этом случае поможет слухопротезирование.

Кавычки
«Мы с вами находимся на участке внутриушных слуховых аппаратов. Здесь собираются внутриушные изделия, – рассказывает Сергей Гладченко, руководитель лаборатории отопластики предприятия по производству слуховых аппаратов и сурдоакустической техники ООО "Исток Аудио Трейдинг".  –  В настоящее время мы имеем возможность получить скан слепка в течение нескольких секунд при наличии сканера на месте, где происходит заказ. Здесь специалисты моделируют будущие варианты корпусов или вкладышей, и с помощью специального 3D-принтера выращивается  точная копия этих моделей».

Сергей Гладченко

Арго 8P Современные слуховые аппараты – внутриушные и заушные – практически незаметны для окружающих. Они не только регулируют громкость. Их главная задача – помочь слабослышащим услышать звуки так, как их слышит здоровый человек.

Кавычки

«Сейчас всем давно известно, что потеря слуха собственно происходит по частотам. И нарушение слуха также следует корректировать по этим частотам, – продолжает Сергей Гладченко. – В этой связи и аппараты должны усиливать звуки на разных частотах по-разному. Но это самое простое. Кроме того, вам необходимо отфильтровывать какие-то звуки, возможно, те, которые идут сзади».

Ухо здорового человека способно различать не только частоту и громкость звука, но и определять, где и на каком расстоянии находится его источник. Благодаря работе слухового анализатора мы понимаем, справа или слева от нас говорит собеседник, автомобиль сигналит за спиной или впереди. В работе слухового аппарата функцию анализатора выполняет электронный процессор.

Кавычки
«Последние слуховые аппараты, как правило, двухмикрофонные, и в них можно формировать диаграмму направленности этих микрофонов, – говорит Сергей Зубов. – Например, человек сидит за рулем, а пассажиры сзади. Такие переключения бывают очень полезны. И более того, есть алгоритм, который делает это динамически, то есть если заговорили слева, то направленность микрофонов повернулась налево, сзади – она переключилась назад, кто-то говорит спереди – она сфокусировалась на впереди говорящего».

Но как бы ни были совершенны слуховые аппараты, человеку, который впервые использует их, в буквальном смысле приходится заново учиться слышать. И чем он старше, тем сложнее ему привыкнуть к новому звучанию мира.

Кавычки
«Лет 10-15 назад это была огромная проблема – поздно оглохшие люди, – говорит Юлия Сафонова, доцент кафедры реабилитации МГТУ им. Н.Э.Баумана. – Сейчас уже современные слуховые аппараты могут им помочь, но остается психологический барьер. Человек всё время ожидает, то он будет слышать так же, как слышал, когда у него всё было в порядке со слухом. Вот в чем проблема».

Разговор в шумной обстановке

Звуки, которые слышит человек через слуховой аппарат, конечно похожи на те, которые воспринимает здоровое ухо, но только отдаленно. У Светланы нарушения слуха начались в возрасте семи лет, и к пятнадцати годам девушка почти полностью потеряла слух. Но со временем она научилась слышать мир через слуховой аппарат.

Кавычки
«Раньше я разбирала слова и звуки более точно. А сейчас всё расплывчато, непонятно немножко,  - говорит Светлана. – Сейчас я слышу так, как будто нахожусь под водой: все звуки расплывчатые, нечёткие».

К такому звучанию можно привыкнуть, но в мире звуки не существуют каждый по отдельности. Как правило, нас окружает множество разных звуков. Если прислушаться и попытаться выделить какой-то, мы даже не сможем их пересчитать. Звуков слишком много. 90% из них мы что называется, «пропускаем мимо ушей».

Кавычки
«Дело в том, что наше ухо привыкает подстраиваться. Когда мы идем по коридору или едем в метро, мы привыкли вычленять тот звук, который нам нужен – голос, - продолжает Юлия Сафонова. – А поздно оглохший человек, который надевает слуховой аппарат, слышит сразу всё. Его ухо ещё не подстроилось, оно не умеет вычленять нужные звуки. И в слуховом аппарате такой человек становится как будто оглушенным».

Чтобы мозг мог адаптироваться к новому звучанию, нужно время. У некоторых на это уходит несколько недель, у других – больше года. Единственное, что остается сложным даже для самого совершенного аппарата – это человеческая речь.

Кавычки
«Она сложна, она быстро изменчива, потому что мы говорим то громко возбужденно, то тихо шепчем, то как-нибудь проникновенно, - отмечает Сергей Зубов. – И аппарат не всегда успевает адаптироваться к этому».

Когда в тихой комнате собеседники говорят один на один, речь звучит довольно отчетливо. Но на уделенном расстоянии – в шумном помещении или при разговоре нескольких собеседников – разобрать отдельные слова становится трудно.

Кавычки
«Речь слышу, но слова не все разбираю, поэтому в-основном считываю с губ, – говорит Светлана. – Если человек отвернется, то я не смогу понять, что он говорит. Услышу, что он что-то говорит, но что именно – нет, слова не разберу».

Индукционные системы

Кавычки
«Больше всего проблем слабослышащие испытывают в шумной обстановке. Они не разбирают слова так же хорошо, как их разбирают люди с нормальным слухом, – рассказывает Алексей Раков, ведущий специалист по реабилитационной технике предприятия по производству слуховых аппаратов и сурдоакустической техники ООО "Исток Аудио Трейдинг". –  Чтобы повысить разборчивость речи, чтобы человеку было понятнее то, что ему говорит собеседник, разработаны и внедрены системы индукционной связи».

Алексей Раков

Индукционная система преобразует акустический сигнал, например, речь, в электромагнитный, который беспроводным способом передается на индукционную катушку слухового аппарата. Катушка улавливает электоромагнитный сигнал и снова преобразует его в звук. С помощью переключателя на слуховом аппарате можно блокировать лишние внешние звуки и усиливать те, которые идут от индукционной системы.

Кавычки
«Слуховой аппарат слабо слышащего человека переключается в специальный режим Т, – продолжает Алексей Раков. – В этом режиме отключается микрофон слухового аппарата, и человек слышит только ту информацию, которая ему передается через индукционную систему. То есть человек непосредственно получает звук прямо в ухо».

Кавычки
«Если брать сигнал с микрофона телефонной трубки, то такие звуки, как лай собаки или разговор на кухне – это всё с точки зрения разговора по телефону для плохослышащего – шумы. И при восприятии сигнала с микрофона человек их слышит, – поясняет Сергей Зубов. – А когда звук передается непосредственно с катушки, он слышит только телефонную линию без всяких остальных шумов».

индукционные системыИндукционные системы незаменимы в местах большого скопления людей, где важно быстро получить нужную информацию: аэропорт, железнодорожный вокзал, билетная касса, кинотеатр, аудитория вуза.

МГТУ им. Н.Э.Баумана – один из первых в стране университетов, который стал внедрять в своей практике новое техническое оборудование для слабослышащих студентов.

Кавычки
«Я сначала планировал поступить в МИИТ, то есть в железнодорожный вуз, – рассказывает Дмитрий, студент. – Почему передумал? Потому что в Бауманском есть специальная кафедра ГУИМЦ – это кафедра для слабослышащих».

В таких аудиториях речь преподавателя одинаково хорошо слышна на любом расстоянии, но, самое главное, слабослышащие могут учиться в общем потоке, то есть вместе с остальными студентами. Раньше это было практически невозможно.

Кавычки
«Есть же огромные аудитории вуза, где в общих потоках общий фон шума достигает 60 дБ: кто-то шуршит, кто-то разговаривает, – говорит Юлия Сафонова. – Речь преподавателя тоже, как правило, 60 дБ».

Кавычки
«Без радиоклассов незнакомые технические термины сложно воспринимать, потому что ты не всё слышишь – расшифровку, например, буквы, - продолжает Дмитрий. В радиоклассах можно это слышать. Услышал термин и записал, потом разобрался. Если ты не понимаешь термины, то значит, и материал не будешь усваивать».

Кохлеарная имплантация

Но как бы ни были совершенны слуховые аппараты, слухопротезирование не поможет людям с тотально глухотой. Чаще всего глухота – врожденное заболевание. Узнать заранее, будет ли ребенок слышать, практически невозможно. Более 90% глухих детей рождаются у слышащих родителей.

Кавычки
«Чаще всего это и бывает неожиданно, – говорит Иса Мухамедов. – Родители говорят: мы полноценны, у нас никаких проблем нет.  А ребенок может родиться глухим. Вот в данном случае есть такое понятие – рецессивный ген. То есть мама имеет половину гена, отец имеет половину гена. И вот когда они соединятся, будет ген глухоты. И в тоже время болезнь мамы, которую она могла перенести на ногах и не почувствовать этого, может повлиять на то, что ребенок родится глухим или слабослышащим».

Кохлеарный имплантКохлеарная имплантация – единственная возможность слышать для таких детей. Имплант состоит из двух частей – внутренней и наружной. Внутренняя – это приемник и электродная решетка, наружная – это микрофон и процессор звука. Он может быть заушным или карманным.

Кавычки
«Сам процессор находится в заушной области, - рассказывает Елена Мунтян, тренер по слухоречевой реабилитации ООО "Исток Аудио". – Звук попадает через микрофон, обрабатывается и посредством радиоволн передается через передающую катушку, которая крепится с помощью магнита. Внутри, под кожей, на кости размещается тело импланта, на котором также есть магнит, собственно за счет чего и происходит крепление внешней части на голове».

Елена Мунтян - тренер по слухоречевой реабилитации

Работает это так: микрофон в аппарате улавливает звуки, передает их в речевой процессор, где они кодируются в электрические импульсы. Процессор передает импульсы приемнику, приемник – вживленным электродам. Электрические импульсы стимулируют слуховой нерв. Дальше всё как у здорового человека: сигналы от слухового нерва поступают в слуховой центр мозга, который распознает эти сигналы как звуки.

Слух появляется спустя некоторое время. Для ребенка научиться слышать с помощью кохлеарного импланта так же сложно, как для взрослого выучить с нуля иностранный язык.

Кавычки
«Когда мне операцию сделали – мне дали ухо, – говорит семилетний Степан. – Но когда я слышал,  я звуки не понимал».


Кавычки
«Надо сказать, что, безусловно, операция – это только часть работы, - говорит Николай Дайхес, директор ФГБУ «Научно-клинический центр оториноларингологии» ФМБА России. – Так же как и диагностика – это тоже часть работы. Если ребенок после операции не будет заниматься с психологами, логопедами, сурдологами, если не учить ребенка речи, не учить навыкам определенным, если не учить его слышать этот мир – результата не будет».

Реабилитация

Своевременная имплантация – половина успеха. Это значит, что операцию необходимо провести до годовалого возраста. Здоровый ребенок с первых дней прислушивается к голосам родителей, впитывает звуки речи, собирает и накапливает в памяти слова. К двум годам он понимает около 300 слов. Это пассивный словарный запас. В будущем он станет им активно пользоваться, то есть говорить. У глухого ребенка такого же возраста словарного запаса нет.

Кавычки
«Вся беда в том, что люди не рождаются немыми. Люди рождаются глухими. А в дальнейшем они становятся немыми, потому что у них нет информации, они не слышат звуков и они ничего не говорят, – продолжает Иса Мухамедов. – Потому что если поздно оперировать, после 4 – 6 лет, и если ребенок не слышал, то та зона в коре головного мозга, которая отвечает за речь, зарастает другой информацией».

К сожалению, в некоторых случаях кохлеарная имплантация не поможет. Но для многих пациентов это единственный шанс обрести слух. Степан родился глухим. Операцию по кохлеарной имплантации провели, когда ему было 3,5 года. С точки зрения медицины момент был упущен. Но усилия родителей, врачей, педагогов и природное любопытство самого мальчика сыграли свою роль, и спустя четыре года Степа, что называется, догнал своих сверстников – учится на «отлично», прекрасно говорит, и даже поет.

Для большинства их нас слух – одно из пяти чувств. Мы не задумываемся о том, что значит «не слышать». Слух предупреждает нас о невидимой опасности, дарит полноценное общение и возможность наслаждаться звуками природы. Слышать всё – значит жить полной жизнью.


Использован материал
Городского информационного интернет-канала m24.ru




Возврат к списку

Ангарск
82 квартал, д. 2, офис 1
+7 (3955) 52-19-98
+7 (950) 060-07-20
Архангельск
Троицкий пр-т, д. 158
+7 (8182) 27-54-69
Астрахань
ул. Ленина/ Дарвина, д. 52/2, литер А, помещение 09
+7 (8512) 52-28-90
Барнаул
ул. Шевченко, д.52а (пр-т Ленина, д. 56)
+7 (3852) 39-03-09
+7 (3852) 36-77-00
Белгород
проспект Богдана Хмельницкого, д. 77
+7 (4722) 33-05-36
Братск
Центральный жилой район, ул. Мира, 42
+7 (3953) 41-11-42
Владивосток
Океанский пр-т, 76
+7 (423) 242-19-20
Владимир
ул. Б. Московская, д. 10
+7 (4922) 32-30-38
+7 (915) 792-46-25
Волгоград
ул. Невская, д.11а, офис № 19
+7 (8442) 37-37-09
Вологда
ул. Ленинградская, д. 40
+7 (8172) 21-02-92
Воронеж
Коминтерновский р-н, Московский пр-т, д. 80
+7 (473) 22-47-966
Горно-Алтайск
Коммунистический пр-т, 51
+7( 38822) 2-23-10
+7 (913) 693-50-40
Екатеринбург
пр-т Ленина, 10
+7 (343) 379-05-10
Иваново
ул. Любимова, д.3
+7 (915) 820-14-55
+7 (4932) 50-14-55
Ижевск
ул. Ленина, д.79
+7 (3412) 68-66-45
+7 (3412) 56-93-30
+7 (919) 916-93-30
Иркутск
ул. Дзержинского, д. 25, офис 204
+7 (3952) 29-11-94
+7 (914) 895-01-19
Казань
ул. Рустема Яхина, д. 4
+7 (843) 528-09-26
+7 (843) 250-31-36
Калининград
ул. 9 Апреля, д.7
+7 (4012) 33-92-78 (предв. запись)
+7 (906) 218-68-98
Калуга
ул. Суворова, д. 142а
+7 (4842) 777-101
Кемерово
пр-т Ленина, д. 107
+7 (3842) 56-19-22
Киров
ул. Карла Маркса, 62
+7 (8332) 37-37-73
Кострома
ул. Советская, д. 117
+7 (4942) 46-64-87
+7 (930) 386-64-87
Краснодар
ул. Постовая, 18 литер А
+7 (861) 267-20-36
+7 (988) 243-05-11
Красноярск
ул. Партизана Железняка, д. 3-Б
+7 (391) 220-15-63
Курган
ул. Станционная, д. 41
8 (3522) 43-34-60
Курск
ул. Радищева, д. 25
+7 (4712) 70-12-13
+7 (919) 170-38-09
Липецк
ул. Московская, д. 91
+7 (4742) 31-48-38
+7 (960) 152-30-06
Магадан
проспект Карла Маркса, д. 49
+7 (4132) 21-11-66
Мурманск
ул. Привокзальная, д. 10
+7 (8152) 45-31-77
Набережные Челны
Проспект Сююмбике д.17 пом. 181 (41/03)
+7 (8552) 92-32-38
Нижнекамск
ул. Корабельная, д. 27
+7 (8555) 32-33-53
Нижний Новгород
ул. Бекетова, д. 21/16
+7 (831) 435-12-88
Нижний Тагил
ул. Папанина 21
+7 (912) 229-09-54
Новокузнецк
Октябрьский Проспект, д.7
+7 (3843) 70-11-08
Новороссийск
ул. Советов, д. 48
+7 (8617) 64-57-47, +7 (989) 769-71-81
Новосибирск
ул. Челюскинцев, д. 30
+7 (383) 347-36-06
Обнинск
ул. Курчатова, д. 19а
+7 (903) 816-95-50
Омск
пр-т Карла Маркса, д. 49
+7 (3812) 46-85-16
Орел
ул. Комсомольская, д. 126, лит. Г
+7 (4862) 71-49-79
Оренбург
ул. Кобозева, д. 25а, каб. №2.
+7 (3532) 77-80-71
Орск
ул. Краматорская, д. 52
+7 (3537) 34-03-53
Пенза
ул. Суворова, д. 139
+7 (8412) 54-14-15
Пермь
Мотовилихинский район, ул. Крупской, д. 38
+7 (342) 258-03-23
Петрозаводск
пр-т Ленина, д. 21,офис № 108
+7 (963) 744-70-13
+7 (8142) 78-37-29
Петропавловск-Камчатский
ул. Ленинградская, д. 100
+7 (4152) 43-39-08
+7 (914) 991-32-93
Псков
ул. Советская, д. 64
+7 (8112) 68-20-24
Ростов-на-Дону
Проспект Михаила Нагибина, д.37
+7 (863) 294-98-80
+7 (863) 22-72-072
Рязань
ул. Соборная, д.13
+7 (4912) 994-944
+7 (4912) 28-44-58
Самара
Пр. Масленникова, д. 6
+7 (846) 263-39-18
+7 (846) 263-53-75
Саранск
Проспект Ленина, д. 32
+7 (8342) 47-26-74
Саратов
пр.50-лет Октября, д. 110-А, корп. 1-Б
+7 (8452) 35-46-34
Симферополь
проспект Победы, д. 54
8 (3652) 57-39-34
8 (978) 980-02-16
Смоленск
Гагарина пр., д. 27
+7 (4812) 62-32-50
Сочи
ул. Красноармейская, д.15
+7 (8622) 54-12-38
+7 (988) 163-01-40
Ставрополь
ул. Семашко, д. 1
+7 (8652) 75-54-24
+7 (8652) 29-53-15
Старый Оскол
м-н Королёва, 32в
+7 (4725) 42-06-12
Стерлитамак
ул. Коммунистическая, д. 15.
+7 (3473) 22-29-93
Сыктывкар
ул. Советская, д. 10
+7 (8212) 24-50-75
Тамбов
ул. Московская, д. 29
+7 (4752) 79-67-99
Тверь
Петербургское шоссе, д. 34
+7 (4822) 70-32-90
Тольятти
ул. Максима Горького, д. 61
+7 (8482) 25-18-29
Томск
Проспект Фрунзе, дом 25
+7 (3822) 530-535
Тула
ул. Мира, д. 29
+7 (4872) 35-97-77;
+7 (915) 691-67-77
Тюмень
ул. 50 лет Октября, д. 54/2
+7 (3452) 54-62-50
Улан-Удэ
ул. Кирова, д. 31
+7 (3012) 37-90-98
Ульяновск
ул. Кирова, д.2, каб. 430
+7 (8422) 32-04-45
Уфа
Октябрьский район, ул. Ростовская, д. 3
+7 (347) 248-53-90
Хабаровск
ул. Ленинградская, 56А
+7 (4212) 30-03-04
+7 (909) 843-32-33
Ханты-Мансийск
ул. Калинина, д. 26
+7 (3467) 33-58-03
Чебоксары
ул. Гагарина д. 7
+7 (8352) 56-06-09
Череповец
ул. М. Горького, д. 43
+7 (8202) 58-73-73
Чита
ул. Коханского, 14
+7 (3022) 28-37-77
Элиста
6-й микрорайон, д. 1
+7 (847-22) 6-87-11
+7 (937) 463-87-11
Юрга
ул. Ленинградская, д. 27
+7 (38451) 5-06-82
Якутск
ул. Ярославского, д. 24
+7 (4112) 43-50-45
Ярославль
ул. Ушинского, д. 8
+7 (4852) 72-07-26
+7 (980) 707-33-88