О 15-летнем юбилее этого необычного театра мы уже писали ранее. Дружба «Радуги звуков» и театра неслышащих актеров «Недослов» началась чуть меньше двух лет назад. В 2017 году она переросла в тесное сотрудничество – сеть Центров хорошего слуха «Радуга звуков» стала генеральным спонсором спектакля «Малыш и Карлсон». В конце театрального сезона мы побывали на одном из заключительных спектаклей. Директор «Недослова» Сергей Бидный дал нашему изданию интервью, в котором рассказал о настоящем и будущем театра.
Сергей, как получилось, что Вы стали директором такого необычного театра?
– Я расцениваю этот факт как счастливую случайность. Начнем с того, что моя жена Елена Бидная занимается «Недословом» много лет, так как преподает в Российской государственной специализированной академии искусств (РГСАИ), на базе которой и создан театр. Она постановщик половины спектаклей театра, пластический режиссер и хореограф. Я всегда интересовался ее работой, ходил на зачеты, спектакли. У меня два образования – по первому я режиссер, по второму – актер драматического театра и кино, поэтому театральная сфера мне близка. Два года назад, когда «Недослов» остался без директора, обратились ко мне. А я в тот момент как раз был на перепутье, думал, чем заниматься дальше. Случайность оказалась счастливой: я нашел себя в этом деле. Мы начали развиваться и потихоньку, маленькими шажочками, движемся в сторону профессионального театра.
Работать в «Недослове» сложнее, чем в обычном театре?
– Я бы так не сказал. Все то же самое: та же самая система, и творческий процесс тот же, есть репетиции, спектакли, гастроли… Единственное, наш правовой юридический статус – автономной некоммерческой организации – не позволяет нам претендовать на бюджетное финансирование, в основном мы живем на спонсорские пожертвования. Их не так много, как хотелось бы. Но мы работаем в этом направлении, стараемся, чтобы о нас больше узнали, контактируем, гастролируем… В остальном мы выстраиваем такую же систему, как в других театрах. С недавнего времени у нас появился институт помощников режиссера каждого спектакля. Раньше все занимались всем, сейчас мы структурируемся. Есть заведующий труппой, заведующий постановочной частью, гримеры, костюмер. Это все из числа наших же актеров. Мы нашли возможность доплачивать за совмещение.
Сколько человек работает в театре?
– Сейчас в театре 30 человек, из них 20 – актеры, 10 – административная группа. Все наши актеры – выпускники РГСАИ. Это разные выпуски, разные курсы. Есть те, кто 15 лет назад стоял у истоков создания театра. Но основной костяк – это молодые ребята, окончившие Академию в 2015-м году, курс Анны Сергеевны Башенковой, нашего художественного руководителя. Радует, что труппа сформирована, текучки кадров нет.
А как Вы лично общаетесь с актерами? Выучили жестовый язык?
– Я пока не выучил, но в процессе, беру уроки. На гастролях мы плотно общаемся друг с другом, и волей-неволей я начинаю учиться. Точнее волей, так как мне это не только нужно для работы, но и интересно, совмещаю приятное с полезным.
В этом году «Недослов» отметил 15-летие. Это достаточно молодой возраст, впереди много всего интересного. Расскажите о дальнейших планах. Тем более мы встретились на стыке сезонов. Заканчивается этот, в сентябре начинается новый…
– Могу сказать, что сейчас мы уперлись в очередной потолок. Три года назад мы играли по 4-5 спектаклей в месяц, а сейчас – по 15-20, активно гастролируем по России. Это стало возможным благодаря получению президентского гранта. Этой весной мы побывали в Ярославле, Саратове, Пензе, Санкт-Петербурге. Сейчас моя задача как директора – привлечь дополнительные средства, обеспечить стабильное системное финансирование. Нам необходимо работать над новым материалом, ставить новые спектакли, а для репетиций нужно время и место. «Недослову» становится тесно в Академии. Мы получаем площадку в безвозмездное пользование, но с учетом учебного процесса. Ведь студентам тоже надо играть, готовиться к выпускным спектаклям. Аренда сторонних площадок нам пока не по карману. Хотя в этом сезоне мы расширили свое географическое пространство – играли не только на сцене РГСАИ, но и в музее «Пресня», в театральном центре «Свободный 24», в Доме ветеранов. Но все эти проекты в рамках некоммерческого партнерства и финансовых средств не приносят.
А кто помимо «Радуги звуков» оказывает поддержку театру?
– Наши друзья из Морской спасательной службы Российской Федерации помогают нам ежегодно, разово выделяя внушительную сумму, которую мы распределяем на весь год. Есть два жертвователя, которые помогают нам раз в квартал инкогнито. Из скромности они не хотят придавать огласке свои имена. Остальное финансирование идет через фонды, такие как Фонд президентских грантов, Комитет общественных связей. Есть заработок и от коммерческих предприятий: хорошо, что их становится все больше и больше. «Недослов» активно гастролирует, нас начинают узнавать, приглашают к себе, интересуются нашим райдером.
Кстати, а что входит в райдер «Недослова»?
– Он у нас очень простой, без самодурства и лишних требований. Что касается переездов, то это перелет эконом-классом, в поезде – купе. Был период, когда мы путешествовали в плацкарте, но это крайне тяжело для актеров: вокруг чужие люди, нет возможности отдохнуть и восстановиться между спектаклями. Иногда мы переезжаем из города в город. К примеру, утром возвращаемся из Пензы, а в ночь уезжаем в Питер, играем там спектакль и едем обратно в Москву. Так что для нас комфорт – физическая необходимость. Поэтому и в гостинице просим стандартные номера, одно- или двухместные. Это тоже произошло со временем, раньше останавливались в 4-5-местных. Чуть-чуть позволили себе поднять планку. Для принимающей стороны разница в деньгах небольшая, а для артистов важно отдохнуть в хороших условиях, не думая о бытовых проблемах. Также в райдере завтрак, обед и ужин, все самое необходимое, без алкоголя. На гастролях мы не выпиваем, можем себе позволить отметить праздники только дома, в Москве. В этом плане у нас полувоенная дисциплина, как в хороших театрах.
Это Ваша заслуга?
– Нет, это заслуга основателей театра – художественного руководителя Анны Башенковой и администратора Варвары Ромашкиной. Они несут культуру со дня основания театра. Это заслуга и РГСАИ. А я только стараюсь поддерживать дисциплину. Иногда мы что-то добавляем по мелочи. К примеру, одно из нововведений – мы подписали с ребятами трудовой договор. Это впервые, раньше было так – пришли-ушли, а сейчас мы узаконили наши взаимоотношения. Не для того, чтобы ограничить, а чтобы сформировать ожидания.
Работа в «Недослове» – это единственный заработок актеров?
– Нет. Практически у всех есть еще работа. Кто-то успевает играть в другом театре, кто-то трудится на заводе, кто-то оформлен здесь в Академии. Каждый крутится как может. То, что сейчас зарабатывают актеры «Недослова», позволяет им скорее выживать, чем полноценно жить. А ведь у нас практически все приезжие, тратятся на жилье, у некоторых уже есть семьи, дети. Конечно, заработка в «Недослове» не хватает. Мне хотелось бы, чтобы мои актеры зарабатывали только театром, но для этого еще многое предстоит сделать.
Сергей, расскажите подробней о сотрудничестве с сетью Центров хорошего слуха «Радуга звуков».
– «Радуга звуков» и ее директор Михаил Климачев очень поддержали наш спектакль «Малыш и Карлсон». Его премьера состоялась в конце 2016 года в Театре мимики и жеста. Мы сыграли три спектакля на большой зал по 300 с лишним человек. «Радуга звуков» поддержала премьеру, были выделены средства на частичную оплату аренды и гонорар артистов. Это единственный детский спектакль в нашем репертуаре, и вскоре мы осознали, что не сможем продавать его. Обычные зрители «Недослова» – это слышащие люди, но почему-то они с небольшой охотой ведут на спектакль своих слышащих детей. А неслышащие дети, особенно проживающие в Москве и Подмосковье, привыкли к тому, что их приглашают на подобные мероприятия бесплатно. Тогда мы поняли, что «Малыш и Карлсон» должен быть целевым и бесплатным, иначе он «умрет», а этого допустить нельзя. Я связался с Михаилом Климачевым и предложил «Радуге звуков» стать спонсором спектакля. Благодаря этой поддержке мы сохранили «Малыша и Карлсона» в нашем репертуаре, «накатали», а глухие и слабослышащие дети специализированных учреждений Москвы и Подмосковья получили возможность смотреть его бесплатно. Огромное спасибо от всех нас «Радуге звуков»! 19 мая мы отыграли последние спектакли в рамках спонсорского договора пожертвования. Надеюсь, что и в следующем году наше сотрудничество будет продолжено. Необходимость такая есть, желающих посетить спектакль огромное количество. Школы буквально выстраиваются в очередь, они узнают о спектакле, обращаются к нам. Зал Академии небольшой, поэтому вместить сразу всех желающих невозможно.
Вы играете «Малыша и Карлсона» и на гастролях. Как реагируют дети на спектакль?
– Действительно, весной мы играли «Малыша и Карлсона» в разных городах, и наши зрители неизменно приходили в восторг, причем как взрослые, так и дети. А для неслышащих детей этот спектакль вообще единственный в своем роде. Спектакль не богат декорациями, у нас нет супер-реквизита и костюмов, но он пользуется успехом, так как несет определенную миссию. Мы показываем «Малыша и Карлсона», чтобы маленькие дети поняли: кроме их замкнутого мирка есть что-то большее –есть специализированные театры, где идут спектакли именно дня них, на жестовом языке… Некоторые дети признаются, что мы открываем им новый мир, космос. Есть и еще один момент. Часто в зале находится смешанная публика – и слышащие дети, и неслышащие. Они умудряются общаться между собой, обмениваться впечатлениями, а это очень важно. Мы ломаем стереотипы, доказываем, что все люди равны, вносим вклад в воспитание в обществе толерантности.
«Люди думают о всякой ерунде. Одни думают о шикарной машине, вторые думают о квартире, третьи думают о холодильнике, полном еды, четвертые думают о том, чтобы поспать подольше. Они забыли про звезды. Забыли», – печалится Карлсон… И Малыш соглашается с ним.
Недословцы стараются напоминать о звездах несколько раз в месяц. Спектакль «Малыш и Карлсон» идет на столичных площадках, гастролирует по стране и пользуется успехом у зрителей всех возрастов и возможностей. Спектакль, наполненный юмором и светлой грустью, заставляет на час забыть о проблемах и заботах, погрузиться в мир детства. Замечательная игра актеров на сцене, талантливая озвучка на первый взгляд невидимых дикторов, зажигательная музыка и искрометный финальный танец – все это делает «Малыша и Карлсона» не просто интересным, а незабываемым. Неудивительно, что число желающих попасть на спектакль растет.
После спектакля нам удалось пообщаться с одним из актеров «Недослова» – Олегом Селяниновым. В этом сезоне он играл в «Малыше и Карлсоне» роль «начинающего» вора Рулле, а уже с сентября он станет Карлсоном. Олег родом из Калуги, выпускник РГСАИ, артист драматического театра и кино. В «Недослове» с 2015 года, занят во всех спектаклях текущего репертуара. Играл также в Театре мимики и жеста и в Московском губернском театре.
– Олег, Вы универсальный актер, задействованы во многих спектаклях театра «Недослов» – как взрослых, так и в детском. Есть ли различие, кто в зрительном зале? Перед кем играть сложнее?
– Наверное, для детей играть сложнее. Все-таки их не обманешь…
– Ваша сегодняшняя роль – вора Рулле – как раз про обман. Нравится ли она Вам?
– Олег ее называет «бешеной», – включается в разговор переводчик жестового языка Варвара Ромашкина, которая помогает нам общаться.
– А от кого Вы получаете бОльшую отдачу: от детей или от взрослых?
– По-разному бывает. Мы всегда чувствуем зрителя: вот сегодня дети были очень эмоциональные и отзывчивые, заинтересованные. И это приятно.
– Что бы Вы могли посоветовать детям, которые также имеют проблемы со слухом и хотят стать актерами? Как пройти этот путь?
– Я долго об этом думал… Это очень сложный вопрос. Для того чтобы стать реально профессиональным актером, нужно всерьез «заболеть» театром, испытывать к нему страсть, быть шальным что ли, тогда все получится, тогда есть смысл поступать в Академию и пробовать себя здесь. Иначе можно потратить время впустую. К сожалению, у нас мало информации по этому поводу, и у многих представление о нашем театре, что это самодеятельность…
– А кого из своих коллег по «Недослову» Вы можете отметить?
– Выделить кого-то одного сложно, у нас все актеры профессионалы. Каждый хорош по-своему: кто-то универсальный, как я, кто-то хорош в своем амплуа. Я не осмелюсь делить актеров и выделять кого-то особенного.
– Хотелось бы сняться в кино… Но не просто так, а чтобы сломать стереотип о том, что глухие актеры – они «какие-то не такие»… Хотелось бы доказать своей игрой, что мы тоже профессионалы. А для этого нужно то, что пойдет в массы, нужен хороший режиссер, хороший материал, хорошее кино. Только так. А то очень сильно раздражает, даже обидно: пашешь – и ничего…
– Спасибо за интервью. Желаю, чтобы Ваша мечта сбылась.
– Да. Для этого нужно действовать.
Портрет звезды: Таня Шевченко
Беседа со знаменитой фигуристкой Таней Шевченко (в настоящее время модель, актриса и телеведущая) об острой потере слуха, ее последствиях и о дальнейших планах.
29.05.2018
Победитель шоу «Я могу» получил возможность услышать учителя
Эрудит-топограф Вячеслав Макаров, победитель
телевизионного шоу Первого канала «Я могу», стал клиентом московского Центра
хорошего слуха «Радуга звуков». На семейном совете денежный приз было решено
потратить на приобретение беспроводной системы Roger™. Именно с этой целью
подросток и приехал с мамой в наш Центр.