Станцевать индийский классический танец непросто даже для полностью здорового человека. Для человека с почти полной потерей слуха эта задача и вовсе представляется немыслимой. Если не слышать музыки, то как следовать за ней, исполняя сложный геометрический рисунок танца? Как передать чувства и мысли героя, если не слышишь слов песни, которую исполняет певец?
Есть люди, для которых нет ничего невозможного. Более того, именно потому, что они действуют не благодаря, а вопреки, их танец представляет собой торжество человеческого духа над любыми неблагоприятными обстоятельствами этого мира.
Есть на свете такая всем известная, загадочная и манящая страна – Индия. И есть в этой стране местечко на берегу Бенгальского залива, где расположился один из самых красочных штатов Индии – Орисса, родина экзотического, яркого и незабываемого стиля индийского классического танца – одисси. Танцовщицы, облаченные в пестрые шелковые костюмы, украшенные филигранными серебряными украшениями, отбивают ногами, на которые надеты звенящие колокольчики гхунгру, сложнейший ритм, передавая содержание исполняемой оркестром песни мимикой и жестами. На сцене оживают истории древнеиндийского эпоса про богов Шиву, Кришну, короля Раму… Все эти яркие мифические персонажи предстают перед зрителем как живые благодаря актерскому и хореографическому мастерству танцора.
Сонали Мохапатра по праву считается одной из лучших исполнительниц индийского классического танца одисси – в это сложно поверить, когда узнаешь, что Сонали практически ничего не слышит. Из-за врачебной ошибки она потеряла слух еще в раннем детстве. Тем не менее, упорство привело ее к успеху – она признанный в Индии танцор класса «А» и лауреат всевозможных государственных и международных премий, в том числе в области ограниченных возможностей. Танцевальные критики отмечают ее удивительный талант в «абхинайи» – искусства с помощью мимики лица рассказывать истории и передавать характеры и настроение персонажей. Специально для читателей «Радуги звуков» Сонали согласилась рассказать о себе и своем творчестве и ответить на несколько вопросов о жизни слабослышащих людей в далекой Индии.
РЗ: Сонали, расскажите нам, пожалуйста, как и в каком возрасте Вы потеряли слух?
СМ: Я родилась в 1979 году самым обычным ребенком с нормальным слухом. Но когда мне было 5 лет, я заболела, у меня была сильная лихорадка. Врачи назначили мне уколы антибиотика, что привело к почти полной потере слуха. Потеря слуха оказалась постоянной, так как был поврежден слуховой нерв – в результате у меня 100% потеря слуха в левом ухе и 80% – в правом.
РЗ: Когда Вы стали заниматься танцем и какие трудности испытывали в связи с этим? Расскажите нашим читателям, каково это – танцевать, имея практически полную потерю слуха?
СМ: Танцем я начала заниматься в 7 лет. Меня всегда очень сильно поддерживали родители. Мой отец – музыкант, и именно он научил меня чувствовать и понимать ритм индийского танца и музыки (этот ритм носит специальное название – «таал»). Мама также поддерживала меня постоянно, до самого конца своей жизни: именно она шила мне костюмы, покупала и мастерила украшения, помогала с гримом перед выступлениями. Оба моих брата также были моей поддержкой, они помогали мне развивать навыки коммуникации: я научилась читать по губам и таким образом могу общаться. Учиться я не перестаю до сих пор – мой нынешний гуру и преподаватель Дурга Чаран Ранбир поднял мое мастерство на новый уровень. Под его руководством я открываю новые возможности танца, лучше чувствую его красоту. Ну и, конечно, моя главная поддержка после смерти мамы – муж и сын. Мой муж, как и мой отец, – музыкант, причем известный не только в Индии, но и за ее пределами. Нашему сыну 7 лет, и хотя он еще совсем ребенок, но всецело мне помогает – его улыбка заряжает меня хорошим настроением на весь день. Я считаю, что мне очень повезло с родными и близкими.
РЗ: Какое у Вас образование, как складывалась Ваша карьера в танце? Чем Вы занимаетесь сейчас?
СМ: Я закончила Уткальский Университет в штате Орисса – у меня степень бакалавра по искусству. Также я удостоена почетного звания «Нрутья Аланкар», которое присваивают в Индии выдающимся танцорам. После того, как я сама состоялась как танцовщица, я поняла, что танец – это моя жизнь, и я хочу делиться своими знаниями с другими. Одисси – танец с двухтысячелетней историей, и я стараюсь передать это древнее знание, которое, в свою очередь, я получила от своего Учителя, мальчикам и девочкам, максимально следуя традиции. В 1998 году, идя навстречу своей мечте, я открыла собственную школу танца одисси, которая называется «Нрутья Упасана Питха», где каждый желающий может изучать танец. Мои студенты успешно выступают соло и в группах как в Индии, так и за рубежом, многие являются обладателями различных наград. Но я считаю, что самое интересное еще впереди, и много интересных событий, открытий и побед ждет нас!
РЗ: Пользуетесь ли Вы слуховым аппаратом?
СМ: Да, я действительно ношу слуховой аппарат для правого уха, где еще сохранился частично слух – он помогает мне лучше различать ритм, когда я выступаю. С ним я практически не делаю ошибок.
РЗ: Женщинам с ограниченными возможностями довольно непросто живется в Индии. С какими проблемами Вы сталкивались в течение своей жизни и кто помог Вам пройти через сложные времена?
СМ: Всем известно, для того чтобы найти свое место в жизни, в обществе, состояться как личность, необходимы коммуникационные навыки. Для женщин с потерей слуха отсутствие общения может стать серьезной проблемой и послужить причиной этой самой «инвалидности», несостоятельности. В таком случае сам человек должен предпринять определенные усилия, чтобы переломить эту ситуацию и приспособиться к имеющимся обстоятельствам и окружающей обстановке. Мне, как я уже говорила, очень повезло с родителями – они были моей поддержкой и опорой, сын и муж также помогают мне практически не ощущать трудностей в повседневной жизни. Ну и, конечно, мои ученики тоже относятся ко мне с большим пониманием и любовью.
РЗ: Какова ситуация с адаптацией слабослышащих людей в Индии? Какие проблемы есть в этой области?
СМ: Прежде всего, многое зависит от степени потери слуха. Есть люди со стопроцентной потерей слуха, глухонемые. У некоторых – частичная потеря слуха. Я отношусь ко второй категории. И хотя 20% слуха в правом ухе у меня сохранилось, тем не менее, у любого слабослышащего человека возникает немало проблем в повседневной жизни. Как правило, я также уже об этом упоминала, это трудности с коммуникационными навыками: у слабослышащих людей они неразвиты, из-за чего возможности общения весьма ограничены. Им сложно выразить свои чувства и эмоции окружающим. Это очень грустно, потому что многие из них являются обладателями скрытых талантов, которые, увы, так и остаются невостребованными. Да, нельзя не отметить – в стране, к счастью, появляются специальные институты и заведения для помощи слабослышащим, но их все еще недостаточно. Из-за отсутствия возможностей развития и самовыражения и без должной социальной платформы и поддержки общества, к сожалению, многие глухие и слабослышащие люди не получают шанс выделиться из толпы и раскрыть свой потенциал.
РЗ: Есть ли в Индии специальные школы танца для слабослышащих детей?
СМ: К сожалению, я не слышала о существовании таких школ, где глухонемых или слабослышащих детей обучали какому-либо виду индийского танца. Но это действительно отличная идея: я верю, что занятия танцами для детей с любыми ограниченными возможностями будут крайне полезны, хотя бы в воспитании силы воли и воли к жизни. Родители обязательно должны поддерживать своих детей в подобных начинаниях.
РЗ: Что Вы можете пожелать глухонемым и слабослышащим людям в России?
СМ: Мое пожелание слабослышащим людям в России будет таким: никогда не считайте себя хуже других. Мы такие же нормальные и талантливые люди, как и многие. Помните, что вы не одни в своей борьбе. Нас миллионы, и многие из нас ведут абсолютно нормальную и счастливую жизнь. Дело не в том, что ваши возможности ограничены – просто у вас другие возможности. Верьте в себя и не теряйте силу воли, идите и дальше навстречу своей мечте, будьте готовы смело бросить вызов любой трудности, которая появится у вас на пути. Если нужно, вы можете даже пойти против всего мира, но добиться своего!
Как ни удивительно, но индийский танец уже не раз становился ареной для демонстрации настоящей силы духа. Так, весь мир знает историю индийской танцовщицы стиля бхаратанатьям по имени Судха Чандран. В юности в результате страшной аварии ей ампутировали одну ногу чуть ниже колена. Подобные происшествия обычно ставят крест на карьере танцора, но истории Судхи замечательна тем, что она не смирилась с судьбой, а после долгих тренировок стала первой исполнительницей индийского танца, выступающей на протезе, причем не теряя при этом в технике и мастерстве. В 1986 г. ее история легла в основу фильма «Маюри», в котором снималась сама танцовщица. Судха до сих пор успешно выступает по всему миру с танцевальной программой и снимается в кино (очередной фильм с ее участием выходит в 2013 г.).
Похожая история случилась и с Нитьянанда Дасом. Нитьянанда Дас – прекрасный танцор одисси, который в результате дорожной аварии потерял правую ногу. С детства посвятив себя искусству танца, он не остановился перед жизненной преградой, а продолжил свой путь в мире одисси. В отличие от Судхи, он выступает не на протезе, а исполняет свои номера прямо на …одной ноге, поражая зрителей и мастерством исполнения в столь сложных условиях, и великолепной мимикой лица, передающей малейшие нюансы эмоций изображаемых персонажей. Как и Судха Чандран, Нитьянанда Дас не собирается прекращать свою концертную деятельность и активно участвует во всевозможных конкурсах для людей с ограниченными возможностями, доказывая главное: возможности любого человека поистине безграничны.
И подобно героине нашего интервью Сонали Мохапатре, есть еще одна девушка – танцовщица одисси, живущая с ней в одном городе и штате – это Шакти Сварупа Бир, глухонемая с рождения. В отличие от Сонали, у нее 100% потеря слуха, но несмотря на это она прикладывает все усилия, чтобы добиться успеха в одисси, и ее недуг не мешает ей считаться одной из самых перспективных молодых танцовщиц. Она вместе со своим партнером – Митлинешем Патнаиком, у которого синдром Дауна – часто выступает на многочисленных концертах от ассоциации людей с ограниченными возможностями индийского штата Орисса «Свабхиман».
: Т.В. Портнова