Доктор Кирстен Кепплер – стоматолог, которая в свободное от основной работы время пишет картины. Разумеется, одно это не делает 39-летнюю женщину уникальной. Однако Кепплер создает особенные картины. Лежащий на земле ключ, который почти можно схватить – но только почти. Голова под стеклянным колпаком, которая, хотя и видна, но отгорожена от остальных. Именно так слабослышащая женщина выражает с помощью искусства свои чувства, творчески переосмысливая то, что ее угнетает.
Точно так же, как другая великая художница, которая жила в Мехико в первой половине ХХ века и картины которой известны всему миру – Фрида Кало. О жизни Кирстен Кепплер рассказывает
доктор Сара Нееф.
Кто не знает ее – легенду живописи Фриду Кало? Неповторима ее сильная личность, незабываемы ее впечатляющие полотна, в которых художница отражала собственную жизнь. Дополнение к письменной автобиографии – картины, в которых Кало без слов, но невероятно выразительно рассказывает о своих радостях и горестях.
Тот, кто впервые видит картины д-ра Кирстен Кепплер, не может не вспомнить о Фриде Кало. Едва войдя в ее ателье в Пфорцхайме, сразу окунаешься в насыщенную атмосферу. Выразительные полотна свидетельствуют о жизни, полной перемен, ударов судьбы и обнадеживающего выхода из субъективно ощущаемой ситуации.
Эта привлекательная, стройная, длинноволосая женщина научилась рисовать самостоятельно и занимается этим лишь в свободное время. По профессии она зубной врач и владеет собственной стоматологической практикой в Хаймсхайме вместе с супругом.
После того, как Кепплер в возрасте четырех лет из-за генетической предрасположенности постепенно потеряла слух, она оказалась в тишине и изоляции. Исчезли звуки окружающего мира и возможность слышать человеческую речь. И все же Кепплер не собиралась из-за этого сдаваться. Так как она была родом из семьи врачей, она решила сама стать медиком. Кирстен мечтала об этом с детства. В школе девушке приходилось бороться с невежеством и всезнайством. Можно лишь представить себе, насколько единственному на всю школу слабослышащему ребенку было сложно находиться среди сверстников. И все же Кепплер мужественно шла к претворению в жизнь своей мечты. Она успешно окончила стоматологический институт, получила степень доктора, параллельно изучала иностранные языки и училась играть на рояле. Вряд ли кто-то может представить, сколько усилий ей пришлось для этого приложить, сколько упорства и терпения потребовалось, чтобы вопреки всему осуществить свои планы. Испытываемые при этом чувства, такие как страх, печаль, ярость, разочарование и другие отрицательные эмоции, Кирстен передавала в своих полотнах. Ее главная героиня – женщина, которая из-за потери слуха ощущает себя изолированной от окружающего мира.
После того, как ей исполнилось 30 лет, Кепплер поняла, насколько сильно отсутствие возможности слышать, непонимание со стороны окружающих подтачивало ее силы. Жить в такой ситуации оказалось практически невозможно и крайне утомительно для молодой женщины. В это время она рисовала на своих полотнах раздетую женщину, нагую и беззащитную, беспомощную и безоружную, заклейменную потерей слуха, которая делала из нее то, чем она не была. С нарастающей глухотой эта несгибаемая женщина справиться так и не смогла, несмотря на все усилия. Время от времени на ее полотнах появлялись ростки надежды. На них видно, как слабослышащая художница ревностно вглядывается в мир звуков. И тогда на картине появляются птицы, ликующий щебет которых несет послание о жизни. В такие периоды на ее обычно неярких полотнах вспыхивают яркие цвета.

С течением времени Кепплер сократила свою врачебную практику, потому что очень быстро уставала. Наступил «мрачный» этап в ее жизни – «черно-серый» период. Зритель поражен, он осознает ужасающую разницу между слухом и глухотой. Он буквально ощущает, как потеря слуха разрывает человека на части, как сильно он хочет слышать и каким одиноким он себя чувствует. Зритель собственными глазами видит то, что значит ограниченный слух. Кепплер пользовалась многими утонченными символами, которые повторялись на ее полотнах и проходили через ее творчество красной нитью. Например, ключ, лежащий на земле в зоне прямой досягаемости – призыв к зрителю поднять ключ и отпереть дверь изоляции. Голова под стеклянным колпаком – символ исключения.
После долгих колебаний в 2011 году Кепплер решается на операцию по кохлеарной имплантации. В прошлом году она получила уже свой второй имплант. «Мне уже нечего было терять, – заявила она. – Но попытаться обязательно стоило, потому что слух настолько ценен! Я панически боялась операции. За несколько дней до нее я почти не могла спать».
Кохлеарный имплант стал для Кирстен Кепплер подарком судьбы. Необыкновенно быстро, всего через несколько недель, ее мозг научился воспринимать и обрабатывать новые импульсы. Она полностью осознает, как ей повезло. Не каждому дается такой быстрый успех.
Новое открытие мира звуков отчетливо прослеживаются в ее полотнах. С помощью сияющих, ликующих красок она показывает, что ворота в мир слуха распахнулись и ее личность вновь стала интересна окружающим. Более того, зрители ее картин ощутили, как Кепплер все больше продвигалась навстречу звукам. Новые звуковые впечатления, например, телефонный звонок, отражались в картинах. Слух обладает чрезвычайной ценностью, и слышащий зритель, взглянув на эти полотна, понимает, какое это счастье понимать все звуки окружающего мира.
Сегодня доктор Кирстен Кепплер носит два КИ. Она вернулась в профессию, у нее нет проблем при общеннии с сотрудниками и пациентами. Теперь во время работы она может разговаривать со своей ассистенткой, причем уже не нужно поворачиваться к ней, чтобы услышать ответ. Кирстен может беседовать с мужем, когда она сидит в кабинете, а он читает в гостиной. Жизнь наполнилась для нее цветом и звуком. «Кохлеарная имплантация была лучшим решением за всю мою жизнь»,– говорит художница сегодня. А чтобы эта дверь не оставалась закрытой перед другими людьми, она хочет показать другим слабослышащим людям, что выход существует.
Конечно, Кирстен Кепплер имеет некоторые преимущества перед людьми, которые родились глухими. Она имела сильную потерю слуха, но не врожденную глухоту, и в первые годы жизни нормально слышала. Для Кирстен Кепплер кохлеарная имплантация стала лучшим решением проблемы нарушенного слуха. Результатом большой работы над собой стали картины и те эмоции, которые испытывают посетители ее выставок.
В полотнах художницы отражаются ситуации, мысли и чувства, помогающие понять ее личность. Так, как это происходило с картинами Фриды Кало.