В 2012 году «Исток-Аудио» начал серийный выпуск нового семейства цифровых слуховых аппаратов Багира, включащего четыре модели, предназначенные для компенсации различных потерь слуха.
Основной функцией Багиры является «анализ обстановки», позволяющий автоматически оптимизировать параметры слухового аппарата, основываясь на постоянной диагностике окружающей звуковой среды.
О преимуществах автоматических аппаратов на примере слуховых аппаратов Багира, о том, что они дают людям с нарушенным слухом, рассказывает ведущий специалист по слухопротезированию «Исток-Аудио» Е.В. Китаина.
Что подразумевает слово «автоматический»? Это значит «самодействующий», «работающий без участия пользователя».
Кто-то удивится – любой слуховой аппарат и так сам «питается» от батарейки, сам улавливает окружающие звуки, сам их обрабатывает и сам же направляет в ухо пользователю усиленный звуковой сигнал. Значит, любой слуховой аппарат, даже аналоговый, можно считать автоматическим? Да, конечно, но только в плане того, что заложено разработчиками в алгоритм действий аппарата без учета постоянно меняющегося звукового окружения. Исключение составляет система автоматической регулировки усиления (АРУ), когда аппарат «выбирает» коэффициент усиления в зависимости от уровня окружающих звуков. АРУ (или WDRC-компрессию в цифровых аппаратах) действительно можно считать первой автоматической функцией.
Что касается цифровых слуховых аппаратов, то в них могут быть реализованы такие сложные функциональные возможности, как подавление обратной связи, шумоподавление, различные типы направленности, наличие нескольких программ прослушивания, предназначенных под различные акустические ситуации, и т.д. Тем не менее, при этом такой аппарат еще не становится автоматическим (не считая, конечно АРУ). Как правило, в каждой программе прослушивания собран определенный набор перечисленных функций для того, чтобы аппарат принес наибольшую пользу в конкретной акустической обстановке. Но чтобы задействовать этот арсенал полезных функций, пользователь должен их включать и выключать по мере необходимости. Каким же образом он это делает? Конечно же, вручную переключая различные программы прослушивания с помощью кнопки или переключателя, которые расположены на корпусе аппарата, либо с помощью пульта дистанционного управления. А как пользователь догадывается, что пора переключаться с одной программы на другую и на какую именно, если таких программ несколько? Тут ему уже приходится призывать на помощь свой интеллект, жизненный опыт и логику. Всегда ли это легко осуществимо, особенно для пожилых людей, которые по статистике являются наиболее частыми пользователями слуховых аппаратов?
Вот здесь-то мы и подходим вплотную к понятию автоматического слухового аппарата! Автоматическим принято считать такой аппарат, который «знает», какая из программ прослушивания со своим набором полезных функций наилучшим образом подходит к той или иной акустической ситуации. На основе этого «знания» аппарат
сам включает нужную программу. И степень шумоподавления, и соответствующий тип направленности, и еще целый ряд параметров он выберет, включит или выключит сам, руководствуясь собственным «пониманием» данного вопроса. Каковы критерии выбора нужного алгоритма работы в автоматическом аппарате? Они либо предустановленны разработчиками данной модели аппарата (при этом исключена возможность их менять), либо в тех моделях, где это предусмотрено, изменяются специалистом в процессе настройки. Вместе с этим наличие в аппарате адаптивных функций означает, что он является самонастраивающимся, самостоятельно адаптирующимся к окружающей обстановке.
Среди преимуществ автоматических аппаратов – простота и удобство использования, незаметность для окружающих, так как пользователь ничего сам не переключает и не регулирует. К такому аппарату намного легче привыкнуть новичку, ведь как только пользователь начинает носить аппарат, на него лавиной обрушивается большой поток информации, с которым он боится не справиться.
В 2012 году «Исток-Аудио» начал выпуск нового семейства цифровых слуховых аппаратов Багира. Серия включает в себя четыре модели, предназначенные для компенсации различных потерь слуха. Наш новый цифровой слуховой аппарат имеет программу автоматической адаптации к окружающей акустической обстановке, которая называется «Анализ обстановки». Ее работой «руководит» специальная система iSceneDetect. Благодаря этой системе аппарат может распознавать шесть различных акустических ситуаций: «шум», «речь в шуме», «тишина», «речь в тишине», «музыка» и «ветер». В соответствии с ситуацией, выбранной аппаратом из шести возможных, предлагается определенная совокупность параметров и адаптивных функций, которые наилучшим образом реализованы для данной обстановки. Алгоритм работы аппарата внутри этой автоматической программы может быть предложен по умолчанию в программе «Санта», либо изменен в процессе настройки аппарата специалистом. Автоматическую программу анализа обстановки можно настроить индивидуально, задавая степень шумоподавления, время реакции на изменение звукового окружения, параметры компрессии для прослушивания музыки. Рассмотрим подробнее эти полезные алгоритмы.
Регулировка уровня шумоподавления. Уровень (степень) шумоподавления не остается постоянным, его изменение управляется системой iSceneDetect. Аппарат будет выбирать уровни шумоподавления в пределах между минимальным и максимальным значениями. Эти предельные значения можно регулировать в процессе настройки аппарата. Для ситуаций «шум», «речь в шуме», «тишина» и «речь в тишине» система iSceneDetect реализует степень шумоподавления в соответствии с оценкой уровня окружающего шума. Вследствие этого в тихих ситуациях степень шумоподавления будет близка к настроенному минимальному пределу, а в шумной обстановке – к максимальному.
Для ситуаций «ветер» и «музыка» уровень шумоподавления будет автоматически выбираться по-разному. В ситуации «ветер» уровень шумоподавления будет приближаться к максимальному пределу, чтобы обеспечить наиболее эффективное снижение шума в такой динамичной среде. В ситуации «музыка» уровень шумоподавления стремится к минимальному, чтобы снизить искажения музыки.
Регулировка скорости переключения алгоритмов. В зависимости от окружающей обстановки система iSceneDetect переключает алгоритмы обработки звука со скоростью, которую можно регулировать в процессе настройки аппарата. Людям пожилого возраста рекомендуются медленные времена переключения, людям молодого и среднего возраста – быстрые.
Параметры компрессии для музыки. Для ситуации, определенной системой iSceneDetect как «музыка», используется регулировка, позволяющая менять степень широкополосности WDRC от многоканальной до одноканальной. Этот параметр следует настраивать индивидуально, потому что одноканальная обработка может оказаться более предпочтительной для пользователя при прослушивании музыки.
Для ситуации «музыка» можно также менять времена компрессии WDRC от быстрой до медленной. Это позволяет в соответствии с предпочтениями пользователя выбрать более «четкий» или более «сглаженный» алгоритм компрессии.
Функция подавления обратной связи работает в обычном режиме эффективного подавления для всех ситуаций, кроме «музыки». В ситуации «музыка» скорость работы этой системы адаптивно замедляется, чтобы избежать искажений и артефактов.
Режим адаптивной направленности включен во всех ситуациях, кроме «музыки» и «ветра». В ситуации «музыка» используется ненаправленный режим для того, чтобы звуки музыки не искажались и воспринимались более натурально. В ситуации «ветер» система iSceneDetect переключает аппарат в ненаправленный режим, так как работа в направленном режиме несет риск усиления шума ветра.
Разработка новой техники не представляется возможной без добровольных помощников, которые участвуют в ее тестировании – в случае слуховых аппаратов речь идет о пробном ношении. Расскажем об одном из наших «испытателей». Пенсионерка Александра Николаевна Богомолова – пользователь со стажем. Слух потеряла в возрасте 3-х лет, сейчас у нее смешанная тугоухость IV степени. Слуховыми аппаратами пользуется уже около 15 лет. Начинала с внутриушных, потом перешла на заушные. На предложение поучаствовать в пробном ношении двух аппаратов Багира SP, настроенных в бинауральном режиме, отозвалась охотно, поскольку, по ее словам, человек она любознательный. Нам же Александра Николаевна показалась интересной с точки зрения ее активной жизненной позиции, неистощимой энергии и, говоря уже «нашим» языком, желания бывать в различных акустических ситуациях. Это походы в театр, на концерты, художественные выставки, встречи с друзьями. Александра Николаевна очень любит общаться и получать новые впечатления от жизни. Нам было интересно, как такой человек воспримет и оценит нашу Багиру с автоматической программой. Приводим отзыв Александры Николаевны.
«Обычно к слуховым аппаратам я привыкала долго и тяжело, иногда даже хотелось их выбросить. К аппаратам Багира я привыкла быстрее, тем не менее, «вторыми» ушами они стали для меня только спустя месяц-полтора. Мне открылся очень широкий диапазон слышимости, улучшилась разборчивость речи.
Я всегда старалась максимально использовать аппараты независимо от ситуации. Но бывало, что при длительном ношении других аппаратов у меня появлялось утомление и шум в голове. В аппаратах Багира я чувствую себя очень комфортно и могу подолгу их носить, буквально с утра и до момента, когда ложусь спать (аппараты Багира имеют «сглаженную» частотную характеристику, что обеспечивает комфорт при длительном ношении аппаратов – примечание автора).
Когда после настройки аппаратов я вышла на улицу, на меня обрушилась лавина новых звуков, которых я раньше никогда не слышала. До этого мне приходилось выходить на улицу и прислушиваться ко всему. Отличие этих аппаратов от моих старых заключается, на мой взгляд, в более широком диапазоне звуков. Теперь я стала слышать стук капель дождя и полюбила гулять в дождливую погоду. Раньше я не бывала в оперетте, потому что не слышала, что пели артисты. В этих аппаратах, когда я пользуюсь программой «Анализ обстановки», мне слышно все: и слова арий, и музыку. С большим удовольствием я посетила концерты «Песня года» и «Дискотека 80-х». В музыкальных произведениях я стала слышать новые звуки, которых не слышала раньше. Когда на ночь я включаю музыку, я вся в звуке и чувствую себя настолько комфортно, что боюсь заснуть, не сняв аппараты.
На выставке, посвященной династии Романовых, было достаточно шумно, и экскурсовода было плохо слышно. Когда я переключила аппараты на автоматическую программу «Анализ обстановки» (которая эффективно борется с шумом – примечание автора), я стала великолепно слышать экскурсовода: от слова до слова.
В Третьяковской галерее я использовала аудиогид, который раньше не могла себе позволить, так как при надевании наушников я слышала «свист». А с Багирой я спокойно слушала радиогид через наушники. Это вроде бы мелочи, но они открывают новые горизонты жизни!
Сейчас я полностью освоилась с новыми аппаратами, научилась переключать программы. Я привыкла к этому новому миру звуков, и мне даже кажется, что у меня стопроцентный слух. Все звуковое окружение стало объемным: я слышу сзади, сверху – то есть отовсюду!»
: Материал подготовлен в сотрудничестве со специалистами
ГК «Исток-Аудио» и сети Центров хорошего слуха «Радуга звуков».