Выбрать город
Радуга Звуков

Методика Леонгард для слабослышащих

Методика Леонгард для слабослышащих В конце 60-х годов прошлого века Эмилией Ивановной Леонгард была разработана методика слухоречевого развития глухих и слабослышащих детей.

Практическую эффективность этого метода доказали стабильность результатов и высокий уровень социальной реабилитации тысяч детей, прошедших обучение по методике Леонгард. С большим интересом к методике Э.И.Леонгард относятся специалисты из многих стран, занимающиеся вопросами реабилитации слуховых нарушений. Эта методика стала особенно актуальна в последнее время в свете новых открытий о нейропластичности человеческого мозга.

Теоретической основой методики Леонгард для слабослышащих является утверждение, что глухие и слабослышащие дети - это нормальные дети и при оказании соответствующей помощи они могут развиваться так же, как и дети с нормальным слухом.
К основным принципам метода Леонгард относятся:

1. Как можно более ранняя диагностика слуховых нарушений.

Проверку слуха нужно проводить в раннем возрасте при малейших подозрениях на его нарушение. Сразу после установления диагноза необходимо провести слухопротезирование, лучше бинауральное. После подбора слуховых аппаратов обязательно проводить занятия по дифференциации слухового различения и развитию речевого восприятия. В системе абилитации - создания отсутствующих навыков и реабилитации - восстановления утраченных навыков, обязательно должны участвовать родители.

2. Формировать и развивать у глухих и слабослышащих детей двух видов речи: устной и письменной.

При этом язык жестов не должен использоваться до овладения детьми устной и письменной речью.

3. Развитие вместе со слуховым восприятием и других видов восприятия.

Такое развитие должно осуществляться на протяжении всего дошкольного периода жизни ребенка, с постепенным усложнением программы. Тактильные, зрительные, слуховые образы вместе будут способствовать становлению полноценного полисенсорного восприятия окружающей действительности.

4.Развитие мышления.

Развитию мышления должны быть подчинены игры, общение и другие виды деятельности ребенка. Необходимы также дополнительные занятия по развитию пространственного и математического восприятия, понимания причинно-следственных и временных представлений.

5.Развитие изобразительной деятельности.

Рисование, занятия по декоративному искусству имеют большое значение для личностного и эмоционального развития. Ребенок учится воспринимать разные предметы, изображать их на бумаге, оценивать их пространственные взаимоотношения и т.д.

6.Физическое развитие слабослышащего ребенка.

Занятия должны быть направлены на развитие координации движений. Так как речь является разновидностью движений, то при нарушенной моторике, как правило, речь также нарушена. Очень полезны специальные занятия по фонетической ритмике, когда речевые упражнения накладываются на двигательную активность.

7.Организация общения.

Взрослые должны организовать общение и прививать культуру общения, давать ребенку понимание его действий.

8.Музыкальное воспитание.

В первую очередь нужно уделять внимание пению и классической музыке. Музыкальные занятия очень важны для эмоционального развития, а также для развития интонации и других нюансов речи.

9.Организация интеграции глухих и слабослышащих детей в общеобразовательные школы и социальную среду.

Необходимо включение детей в социальные события города, района и т.д. Это носит также просветительский характер, так как, помимо интеграции самих детей, факт детской инвалидности не скрывается обществом.

Системе Эмилии Ивановны Леонгард предшествовали и другие системы слухового воспитания - А.А.Венгера, Г.Л.Выгодской. Однако, самой передовой и эффективной оказалась система Леонгард, успешно применяемая для реабилитации слабослышащих детей в системе инклюзивного образования.


Автор: Редакция "Радуга Звуков"

Оценить статью

(0)
Отправить
Отправить
Поделиться
Поделиться

Читайте также

Возврат к списку