В отношении взрослых людей с нарушенным слухом целесообразна реализация другой стратегии. Какие методики профессиональной помощи для этой категории пациентов применяются в современном слухопротезировании, рассказывает директор Центра хорошего слуха «Радуга звуков» в Калининграде, врач-сурдолог Оксана Викторовна Гринчик.
По статистике, взрослых людей со сниженным слухом насчитывается в 5-7 раз больше, чем детей, и их число постепенно увеличивается. Более 200 миллионов человек в мире имеют хронические заболевания уха, которые со временем могут привести к стойкому снижению слуха. По прогнозам ученых, к 2050 году почти 2,5 миллиарда могут иметь те или иные проблемы, связанные со слухом.
По мере взросления в жизни каждого человека появляются самые разные акустические ситуации. Мы все учимся, работаем, общаемся с друзьями, ездим в общественном транспорте. Наша слуховая система каждый день решает огромное количество задач. Если нормально слышащий человек без проблем определяет, с какой стороны доносится важный для него акустический сигнал, он хорошо понимает речь собеседника, даже находясь в шумном помещении, то слабослышащему для комфортного нахождения в аналогичных ситуациях нужны современные высокотехнологичные устройства, способные обеспечить ему привычный образ жизни, – слуховые аппараты или системы кохлеарной имплантации.
Если человек работает на шумном производстве, то он должен проходить ежегодный профилактический осмотр у ЛОР-врача и при необходимости направляться к сурдологу. В случае обнаружения нарушения слуха ему может быть предложена смена профессии либо, как минимум, использование на работе индивидуальных средств защиты слуха (берушей, антифонов, наушников). Встроенные в них специальные фильтры будут убирать вредный сигнал, сохраняя при этом разборчивость речи. Для обеспечения максимального комфорта во время ежедневного ношения специалисты рекомендуют изготавливать нужное средство защиты по индивидуальному слепку.
Чтобы не допустить прогрессирования возрастной потери слуха, пожилые люди должны регулярно проходить обследование состояния их органов слуха. В него входит не только снятие аудиограммы, но и комплексная оценка здоровья, особенно если у человека уже есть такие болезни, как сахарный диабет, гипертоническая болезнь, заболевания сосудов головного мозга.
Еще один способ не допустить снижения слуха – стараться избегать акустических травм. Соблюдение несложных правил, например прослушивание музыки на комфортной громкости, использование в случае необходимости шумозащитных берушей (во время охоты или стрельбы в тире), поможет сохранить слух.
Известно, что одним из признаков возрастной тугоухости является снижение разборчивости речи. К техникам, которые помогают сохранить возможность хорошо понимать речь других людей, можно отнести нейробику. Она способствует сохранению существующего уровня нейронных связей в мозге и их образованию. Выполнение несложных действий на тренировку таких важных навыков, как память, внимание и речь, может стать основой для сохранения активного образа жизни на многие годы.
Кроме этого, в зарубежной научной литературе можно найти результаты исследований европейских, корейских и американских ученых, в которых убедительно доказывается взаимосвязь между состоянием слуха и другими важными сторонами жизни человека – питанием, физическим и ментальным здоровьем, социальной активностью.
Ко мне на прием пришла молодая мама в возрасте 42 лет, у которой после длительного лечения бесплодия на свет появились долгожданные малышки-двойняшки. Проснувшись после наркоза, женщина почувствовала шум в ушах и слишком тихий, по ее мнению, плач детей. После обследования у сурдолога и невролога был поставлен диагноз «сенсоневральная тугоухость». На первую нашу встречу пациентка пришла в полном отчаянии, но она была готова решить проблему как можно скорее. Ее первая реакция после настройки слуховых аппаратов – шок от того, что ей больше не нужно просить окружающих писать сообщения в блокноте, вторая – слезы счастья от осознания, что она наконец-то услышит своих долгожданных двойняшек.
Еще одна история. В Центр обратилась молодая женщина, 44 года, слух снижен с детства, протезирование слуховыми аппаратами первичное. Пациентка никогда не работала, потому что муж взял на себя ответственность за ее образ жизни, в том числе и вождение автомобиля. Первые вопросы, которые она задала: смогу ли я водить автомобиль самостоятельно и будет ли шанс трудоустроиться на работу со слуховыми аппаратами? После получения утвердительных ответов женщина взяла паузу, чтобы найти ответ на вопрос: готова ли она к таким переменам в своей жизни? Через пару месяцев пациентка снова пришла на прием, полная решимости начать пользоваться слуховыми аппаратами. Чуть позже, на одной из плановых встреч, когда мы проверяли точность настройки аппаратов, она с гордостью рассказала, что работает визажистом, что ей нравится общаться с другими людьми, и что свой автомобиль она теперь водит самостоятельно. Вместо растерянной женщины я увидела уверенного в своем будущем человека с горящими от счастья глазами.
Нелли Викторовна Репринцева,
сурдоакустик Центра хорошего слуха «Радуга звуков»,
г. Калининград
Мозг человека сохраняет пластичность в любом возрасте. Многие люди, ссылаясь на то, что они слишком старые для получения новых знаний, сознательно отказываются от собственного развития, не отдавая себе отчет в том, что только постоянное обучение, тренировка мозга, участие в интересных проектах помогают формировать новые нейронные связи, опосредованно сказываясь на восприятии и понимании речи. Доказано, что снижение умственной активности со временем приводит к нарушению когнитивных связей, то есть способности выстраивать коммуникацию.
По данным статистики, 60 % людей старше 55 лет имеют ту или иную степень когнитивной дисфункции. Если у человека при этом уже выявлено снижение слуха, но он еще не спротезирован, то способность к общению будет снижаться с большей скоростью. Это связано с тем, что человеческий мозг никогда не выполняет то, что ему не нужно, и имеющиеся нейронные связи постепенно атрофируются. Он достаточно быстро забывает звуки, которые слышал раньше, и то, что они означают. Сравним двух пожилых людей с одинаковой потерей слуха. Один из них пользуется слуховыми аппаратами, ведет активный образ жизни (ходит в театр, встречается с друзьями, читает книги, изучает иностранные языки). Второй отказывается от ношения аппаратов, добровольно выбирая изоляцию от окружающих по причине нарушенного слуха. Очевидно, что первый пожилой человек сможет достаточно долго сохранить привычный стиль жизни, хорошую разборчивость речи и мнестические функции, поскольку его мозг ежедневно получает необходимое количество информации для сохранения работоспособности. Второй, наоборот, за сравнительно небольшой промежуток времени рискует потерять имеющиеся у него навыки коммуникации, разборчивость и понимание речи без должной слуховой тренировки будут катастрофически ухудшаться, общение с ним станет затруднено. В случае слухопротезирования с огромной долей вероятности будет получен негативный эффект, сложное и длительное привыкание к звукам и как результат – отказ от пользования слуховыми аппаратами.
Снижение когнитивных функций может спровоцировать развитие такого серьезного заболевания, как деменция, или слабоумие. Скорость «проваливания» в агрессию и изоляцию и здесь напрямую связана с образом жизни, который ведет слабослышащий человек. Чем активнее и разнообразнее его коммуникативное окружение, чем чаще человек попадает в ситуации, требующие принятия решений, тем медленнее его мозг будет «угасать».
Однако вышеописанные изменения не касаются людей, которые не слышат с детства и пользуются языком жестов. Они часто говорят: «Я не слышу с детства, не ношу никаких аппаратов – и у меня нет никакой деменции». Однако эти слова справедливы в отношении тех, кто родился слышащим, но потерял слух еще в детстве. Потому что мозг человека, имеющего глухоту с рождения, работает по-другому, в нем превалирует зрительная кора, а слуховая совсем не развита. Он использует язык жестов, и у него совсем другие нейронные цепочки, поэтому способ коммуникации с окружающим миром остается на одном уровне на протяжении всей жизни.
Самые очевидные последствия нескорректированной вовремя потери слуха – это снижение социальной активности, появления чувства стыда, гнева или вины, снижение самооценки, что в итоге приводит к изоляции с постепенным погружением в депрессию. Если мозг достаточно длительное время не получает привычной акустической нагрузки, он начинает забывать значение звуков, в нем происходят необратимые процессы, связанные с реорганизацией коры головного мозга и изменениями на нейронном уровне.
Специалисты совершенно справедливо полагают, что чем меньше времени прошло с момента постановки диагноза «тугоухость» до того времени, когда будут подобраны и настроены слуховые аппараты, тем быстрее и успешнее пройдет слухоречевая реабилитация, и тем комфортнее человек станет чувствовать себя в сложных акустических ситуациях. Ему не нужно будет испытывать неловкость и переспрашивать собеседников за праздничным столом, он без проблем сможет принимать участие в обсуждении рабочих вопросов во время совещания или заниматься любимым хобби.
Когда в наш Центр обращаются взрослые люди для проведения аудиологического обследования, один из самых частых вопросов, которые они задают на первом приеме у сурдолога: не испортится ли мой слух, если я буду носить слуховые аппараты? Некоторые из них приводят следующие аргументы: аппараты нужно использовать только в крайних случаях, стараться обходиться без них, иначе уши начнут «лениться» и станут хуже работать, в том числе разбирать речь других людей.
Опасения взрослых слабослышащих вполне очевидны. Не понимая всех тонкостей подбора и настройки, заранее сложно оценить пользу, которую способны дать слуховые аппараты. Поэтому задача специалиста заключается в том, чтобы объяснить пациенту, что мы слышим «мозгом», а уши – это «двери» в мозг, и если они закрыты (диагноз «тугоухость»), то звуки в него не поступают. Нейронные связи начинают атрофироваться, работоспособность слуховой коры снижается, что, в свою очередь, приводит к потере разборчивости речи и отвыканию от звуков окружающего мира. Подбор,настройка и ежедневное ношение слуховых аппаратов – единственно верное решение для возвращения пациента к привычному для него образу жизни. Опыт специалистов нашего Центра хорошего слуха «Радуга звуков» это подтверждает.
Хорошо известно, что слухопротезирование – это только первый шаг. Однако мало кто задумывается о том, что взрослым людям, так же как и детям, требуется профессиональное сопровождение специалиста по развитию речи, то есть сурдопедагога. Потому что если человек плохо слышит на протяжении длительного времени, его мозг «забывает» значение некоторых звуков. Работая со взрослым пациентом, сурдопедагог помогает ему адаптироваться к слуховым аппаратам, восстановить процесс слушания и понимания речи. Кроме этого, он обсуждает с родственниками стратегию поведения. Находясь в непосредственном контакте со слабослышащим человеком, именно они могут стать самыми надежными помощниками на этапе привыкания к слуховым аппаратам и возвращения к привычному образу жизни.
Если человек перенес инсульт, и одно из его последствий – снижение слуха, ему придется учиться обычным бытовым навыкам, например пользоваться столовыми приборами, передвигаться без посторонней помощи и… произносить слова. В данной ситуации слабослышащему необходима профессиональная поддержка логопеда, который поможет восстановить словарный запас, чистоту произношения звуков и способность говорить целыми предложениями, а не отдельными фразами.
Сегодня существует достаточно много способов для восстановления и поддержания навыков слушания и понимания. Специальные обучающие программы для тренировки слухового внимания, активной памяти, языковых и познавательных функций могут стать хорошей основой для поддержания комфортного образа жизни.
Возрастное снижение слуха постепенно приводит к изменению социальной жизни человека, ему становится труднее ориентироваться в сложных акустических ситуациях, он быстрее устает, а значит, неосознанно стремится к большей изоляции. Нужно понимать, что как и дети, взрослые сталкиваются с очень похожими проблемами – неразборчивость речи, слуховая усталость к концу дня. Однако, в отличие от них, взрослые пациенты уже имеют свой собственный слуховой опыт, свои представления о том, как должны звучать голоса друзей и близких, тревожные сигналы и другие звуки окружающего мира.
Задача специалиста заключается в выстраивании персональной траектории слухоречевой реабилитации, потому что слуховые аппараты – важный, но далеко не единственный инструмент для достижения цели. То, насколько быстро взрослый человек сможет вернуться к привычному для него образу жизни, насколько уверенно он будет чувствовать себя в разных ситуациях слушания, зависит от целого комплекса мероприятий. Это может быть достаточно протяженный по времени процесс, однако конечная цель на 100 % оправдывает вложенные усилия.