Радуга Звуков

Первый прием у сурдолога. Рекомендации по подготовке детей и родителей к слухопротезированию

Первый прием у сурдолога. Рекомендации по подготовке детей и родителей к слухопротезированию Пациенты Центров хорошего слуха «Радуга звуков» бывают слишком маленькими для того, чтобы рассказать, в чем проблема. А родители не всегда могут объяснить, что не так с их малышом. Единственное, что они четко понимают – ребенок не говорит, не откликается, не слышит… Однако уже на первой консультации у сурдолога можно снять большое количество вопросов, связанных со здоровьем ребенка, а также наметить первые, чрезвычайно важные шаги для определения проблем со слухом и начать разрабатывать стратегию помощи малышу.


Первая консультация. На что обращаем внимание 

Известно, что без слуха развитие невозможно. Слуховое и предречевое развитие ребенка формируется за счет восприятия речи людей, которые всегда находятся рядом с ним, и в первую очередь родителей. Принято считать, что уровень слухового развития находится в норме, если малыш в возрасте полутора лет понимает как минимум 50 слов. Речь не идет о том, что ребенок должен произносить эти слова.  Однако понять и выполнить обращенную к нему просьбу он способен.  


Первая консультация у сурдолога. На что обращаем внимание

Во время формирования речи у каждого человека создается собственный внутренний эталон значения того или иного слова, причем в этот эталон записывается большое количество характеристик и образов. Постепенно в мозгу ребенка собирается единый образ предмета: «звучание» равно «называнию». Как это работает, рассмотрим на примере слова «мяч». Он может иметь следующие характеристики: круглый, резиновый, маленький, большой, прыгает. С ним можно играть, его можно бросать, на нем можно сидеть. К этому добавляются тактильные ощущения: например, мяч холодный, гладкий, скользкий. Все эти определения собираются в единое понятие «мяч», и когда мы просим ребенка принести большой красный мяч, то он понимает, какие действия ему нужно выполнить.

Доска эталонов значения слов в процессе жизни складывается в голове у всех без исключения. Если по каким-то причинам происходит снижение слуха, эталонная «таблица» начинает постепенно тускнеть и исчезать, распадаться на отдельные фрагменты. Это приводит к «сбою» в понимании значения слов при восприятии их на слух.  

Приведу пример из собственной практики. Нередко взрослые, и в первую очередь пожилые пациенты, которые уже достаточно давно не слышат, задают вопрос: зачем вы рекомендуете мне дорогой слуховой аппарат, если я все равно не понимаю слова? В этом случае разговор нужно начинать с объяснения, почему это происходит. Если аппарат подобран и настроен правильно, с учетом индивидуальных особенностей слуха, то пациент реально слышит все звуки. Проблема заключается не в том, что человек их не понимает, а в том, что он не может собрать их в единую понятную картину, и его мозг просто не узнает слово. У человека потерялся эталон, необходимый для узнавания. Естественно, что такому пациенту необходимо заново пройти этапы обучения навыкам слушания, как в детстве. Конечно, у взрослого это протекает намного проще, чем у ребенка, ему не нужны длительные регулярные занятия, старый опыт слушания восстанавливается в процессе обыденного общения, но требует значительного времени (до года) и регулярности ношения слуховых аппаратов. 


Во время формирования речи у каждого человека создается собственный внутренний эталон значения того или иного слова. Если по каким-то причинам происходит снижение слуха, эталонная «таблица» начинает рассыпаться.


Если вернуться к маленьким пациентам, то среди них, естественно, встречаются молчуны, которые по своим словарным и понятийным запасам могут отставать от более разговорчивых сверстников. В этом случае обеспокоенность родителей понятна и обоснована. Тут наиболее правильная стратегия – пройти дополнительное обследование для определения наличия или отсутствия нарушений слуха. Если все показатели в норме, и малыш в возрасте до 2-х лет адекватно реагирует на команды мамы, то с большой долей вероятности ребенок действительно относится к категории молчунов, ему требуется дополнительное время для того, чтобы начать говорить. Однако если задержка речевого развития при отсутствии нарушений слуха есть, то консультация у невролога необходима.

если задержка речевого развития при отсутствии нарушений слуха есть, то консультация у невролога необходима


Неочевидные, но важные нюансы

Существует еще несколько важных моментов, на которые можно и нужно обращать внимание во время знакомства с ребенком. 

Первое. Тембр голоса. Если во время обследования голос ребенка имеет абсолютно нормальную тембровую окраску, глухоты у него точно нет, каких бы результатов предыдущих исследований не было на руках у родителей. У детей с большой потерей слуха голос всегда специфический. Если ребенок на приеме молчит, то можно предложить родителям выйти в коридор и там пообщаться с малышом. Услышав звучание голоса ребенка из-за закрытой двери, вы можете предположить – тотальной глухоты у него точно нет. Однако исключить наличие потери слуха мы не можем.

Второе. Нужно помнить, что все дети в раннем возрасте звучат, вне зависимости от состояния их слуховой системы. Часто мама на первом приеме полагает, что раз ее малыш лопочет, значит, он слышит. Однако такой прямой зависимости нет. Тотально глухие дети тоже гулят, так работают наследственные механизмы. Но после года звуковая активность начинает снижаться, и дети замолкают. Если до полутора лет их не протезировать, без звуковой поддержки речь развиваться не будет. Поэтому, если предположение о нарушении слуха есть, задача специалиста – успеть обнаружить проблему и решить ее до того момента, когда ребенок замолкнет. 

Какие перспективы по развитию речи есть у детей в зависимости от того, в каком возрасте было обнаружено и скорректировано нарушение слух? Основополагающий принцип – чем раньше на ребенка надели слуховые аппараты, тем лучше. Протезирование маленьких детей после установления диагноза возможно с 6 месяцев. Если это произойдет до того момента, когда малышу исполнится 3,5 года, у него будет сохранен очень хороший потенциал. Без наличия сопутствующих неврологических заболеваний он с большой долей вероятности достигнет высокого уровня развития речи. Такой ребенок сможет учиться в массовой школе, он ничем не будет отличаться от своих слышащих сверстников. 

Когда речь идет о более старших детях, то картина немного другая. Если аппараты надеты после того, как ребенку исполнилось 5 лет, полноценной речи без слышимого акцента не будет, какие бы усилия не прилагали специалисты и родители. Если ребенок протезируется в более старшем возрасте, его речевое будущее находится под большим вопросом. Главная задача сурдолога, родителей и педагогов – дать такому ребенку возможность социализации, научить ориентироваться в пространстве с использованием в качестве поддержки того варианта восприятия, которое у него уже сформировалось – слуховое, зрительное, тактильное.

слухопротезирование – важный шаг на пути к восстановлению или развитию слуха

Слышать и понимать.  В чем разница?

Уже на первой консультации пациентам любого возраста необходимо объяснять: слухопротезирование – безусловно, важный, но далеко не последний шаг на пути к восстановлению или развитию слуха. Слуховой аппарат дает одну единственную возможность – слышать звук. То, насколько хорошо пользователь устройства сможет научиться распознавать и идентифицировать окружающие его звуки, зависит от многих факторов. Потому что «слышать» не равно «понимать».

Если пациент – ребенок, который не слышит с рождения, то первоочередная задача специалистов при активной поддержке родителей – познакомить его со всем разнообразием звуков окружающего мира и научить распознавать его. Малыш должен пройти такой же путь в познании мира, как и его слышащие сверстники. Однако достичь результата самостоятельно он не может, поскольку врожденные программы к этому возрасту уже засыпают, и помощь учителя ему жизненно необходима.

Как показывают многочисленные исследования, человеческий мозг – максимально рациональная структура организма. Он никогда не будет выполнять работу, которую считает лишней. Если мозг по какой-то причине не получает информацию в нужном объеме от органа слуха, он переключается на другой доступный источник – зрение. В результате дети, которые не носят слуховые аппараты или делают это нерегулярно, достаточно быстро учатся «слушать» глазами, причем делают это виртуозно. Ребенок быстро понимает, как добиваться от окружающих взрослых нужных ему действий. Учиться говорить ему не надо, его мозг считает, что это «лишняя» работа. Во время снятия аудиограммы такой ребенок только по мимике специалиста способен понять, что сигнал был подан, а совсем не потому, что он его услышал. Поэтому, когда речь идет об обследовании маленьких детей, оптимальным вариантом диагностики будет следующий: один специалист располагается за аудиометром, а второй находится рядом с пациентом, смотрит на него и наблюдает за его реакциями.
 

Человеческий мозг – максимально рациональная структура. Он никогда не будет выполнять работу, которую считает лишней.

 

Особый случай. Слабая потеря слуха

Если во время обследования слуха пороги составляют до 40 Дб, можно говорить о совсем умеренных потерях. 
В этом случае дальнейшая стратегия во многом будет определяться возрастом ребенка. Например, малыша до полугода более целесообразно наблюдать. Центральная нервная система в этом возрасте очень пластична, имеет хорошую способность к восстановлению. При таких маленьких потерях велика возможность ошибки. Объективные методы диагностики, используемые в детской практике, при небольших потерях могут ошибочно показывать более глубокое снижение слуха. Единственно правильная стратегия – это наблюдение за динамикой развития ребенка, повторение обследования по мере его взросления каждые 6 месяцев. 

Для детей более старшего возраста, имеющих 1-2 степень снижения слуха, слухопротезирование является обязательным. Это залог формирования правильно поставленной речи, лишенной логопедических проблем.

Особый случай.  Односторонняя потеря слуха

Еще одна категория, о которой часто забывают – это дети с односторонней потерей слуха. 

Во время проведения скрининга в первые три месяца жизни ребенка односторонняя потеря слуха выявляется в 40 % случаев. Второй «возрастной» порог выявления детей с данной патологией – это подготовка к школе, начало обучения. Как показывают исследования, у 80 % школьников с односторонней потерей слуха обнаруживаются проблемы с освоением школьного материала, в том числе выявляются нарушения логопедического развития. Нередко можно наблюдать формирование неврозов и большую по сравнению со сверстниками утомляемость. Таким детям действительно сложно определить, с какой стороны доносится важный акустический сигнал, в первую очередь голос учителя, а это значит, что им необходимо визуальное подкрепление. Собеседник – взрослый или одноклассник – должен находиться перед таким ребенком, чтобы он мог понимать, что ему говорят. При появлении помех в виде шума сразу падает разборчивость речи.

Стоит отметить, что сила проявления этих проблем не зависит от степени нарушения слуха. Ребенок с тотальной глухотой на одном ухе или имеющий 2-3 степень тугоухости утомляться будут одинаково. Причина кроется в том, что для мозга в этом случае второго уха не существует. Правильное протезирование или использование вспомогательного оборудования (например, выносного микрофона) помогает облегчить такому ребенку процесс обучения, позволяет сформировать правильное звуковое восприятие и пространственную ориентацию на звуки.

Односторонняя потеря слуха

Первые шаги

В работе с маленькими детьми необходимо четко отдавать себе отчет в том, что развитие коммуникативных навыков – процесс постепенный, и «волшебной палочки» для ускорения  формирования речи не существует. Невозможно сделать так, чтобы, как только слуховые аппараты надели, мы мгновенно получили результат, и ребенок начал говорить. Поэтому, начиная с самой первой встречи, родителей нужно готовить к тому, что слухопротезирование – начальная и очень важная ступенька на пути к хорошему слуху, но впереди их и ребенка ждет много работы, и только грамотная слухоречевая реабилитация с профессиональным сопровождением сурдопедагога, дефектолога и специалистов смежных направлений даст положительный результат. 

Основные задачи, которые требуют решения, когда на прием к сурдологу приходит ребенок с подозрением на нарушения слуха: 
  • Постановка или уточнение диагноза, если у родителей уже есть на руках результаты предыдущих обследований. Идеальный возраст – до 3-х месяцев. Однако, как показывает практика, к этому времени еще не все необходимые исследования проведены, поэтому за отправную точку считаем полгода.
  • Проведение комплексной диагностики с подтверждением отсутствия неврологических отклонений, нарушений психомоторного развития, потому что к задержке развития речи может приводить не только отсутствие слуха, но и проблемы на уровне центральной нервной системы. То есть с малышами всегда работают два специалиста: сурдолог и невролог. 
Наиболее активное время для созревания структур мозга – до двух лет. Поэтому чем раньше будут подобраны и настроены слуховые аппараты, тем быстрее у ребенка сформируются навыки слушания, и он сможет научиться говорить. Чтобы у малыша в мозгу сформировалась определенная звуковая картина, нужно время, и без ежедневного ношения аппаратов этого не произойдет.

сроки привыкания к слуховым аппаратам   

Что касается сроков привыкания к слуховым аппаратам, то шестимесячный ребенок адаптируется к ним в течение недели, годовалый – в течение месяца. Если же ему на момент протезирования уже исполнилось 5 лет, то этот срок увеличивается до одного года. 

Чрезвычайно важный момент на этом этапе – принятие родителями того факта, что их ребенок имеет нарушения слуха и что ему рекомендовано ношение слуховых аппаратов. Если они считают аппараты необходимым условием для полноценного развития их малыша, то сделают все для того, чтобы он пользовался своими «ушками» каждый день. 

Если маленький пациент отказывается носить слуховые аппараты, то, возможно, причина кроется в некорректной настройке. Также ребенку может быть элементарно некомфортно в них за счет неудачно сделанного ушного вкладыша, либо на него влияет негативное отношение мамы или папы к протезированию.  Для того чтобы у родителей не возникало психологических проблем во время настройки аппаратов, чтобы они доверяли сурдологу как специалисту, в настроечной программе существует специальная фукнция, при активации которой можно показать, какого качества звуки реально слышит их ребенок. Как показывает практика, такой звуковой эксперимент всегда оказывает большое воздействие на взрослых, они начинают лучше понимать пользу, которую приносит протезирование. Иногда родители говорят, что слуховые аппараты не подошли. В этом случае всегда нужно задать вопрос: как долго ребенок их носил? Если срок ежедневного ношения в течение 8-10 часов составляет менее полугода, то отказываться от слуховых аппаратов ни в коем случае нельзя, нужно всего лишь подобрать новые устройства, которые смогут использовать весь остаточный слух ребенка и будут настроены с учетом индивидуальных особенностей слуха маленького пациента.


Семенова.png

Анна  Владимировна Семенова

Врач-сурдолог, 
директор ЦХС «Радуга звуков», г. Москва


Автор: Редакция "Радуга Звуков"

Оценить статью

(0)
Отправить
Отправить
Поделиться
Поделиться

Читайте также

Возврат к списку

ул. Ленина, д. 29
+7 (8553) 42 42 90
+7 (939) 310 42 90
Предварительная запись
ул. Новороссийская, 150
+7 (988) 140 08 37
Предварительная запись
82 квартал, д. 2, офис 1
+7 (3955) 52 19 98
+7 (950) 060 07 20
Предварительная запись
Троицкий проспект, д. 158
+7 (8182) 27 54 69
+7 (921) 292 52 72
Предварительная запись
ул. Ленина/ Дарвина, д. 52/2, литер А, помещение 09
+7 (8512) 52 28 90
+7 (961) 813 43 77
Предварительная запись
микрорайон Юго-Восточный, д. 35
+7 (39151) 3 61 15
+7 (958) 514 27 58
Предварительная запись
ул. Шевченко, д. 52а (пр-т Ленина, д. 56)
+7 (3852) 39 03 09
+7 (3852) 36 77 00
Предварительная запись
проспект Богдана Хмельницкого, д. 77
+7 (4722) 33 05 36
Предварительная запись
ул. Ленина, 23А
+7 (962) 838 37 68
Предварительная запись
ул. В. Максимовой, д. 5
+7 (3854) 22 11 50
+7 (923) 727 24 00
Предварительная запись
ул. Калинина, д. 135
+7 (968) 246 16 65
+7 (416) 220 96 01
Предварительная запись
Центральный жилой район, ул. Мира, 42
+7 (3953) 41 11 42
+7 (950) 115 13 18
Предварительная запись
ул. Захарова, д. 5
+7 (423) 242 19 20
Предварительная запись
ул. Горького, д. 58
+7 (915) 792 46 25
+7 (4922) 53 70 71
+7 (991) 320 53 78
Предварительная запись
ул. Невская, д.11а, офис № 19
+7 (8442) 37 37 09
Предварительная запись
ул. Октябрьская, д. 44
+7 (8172) 21 02 92
Предварительная запись
Московский пр-т, 6
+7 (473) 212 32 36
+7 (950) 757 83 19
Предварительная запись
Коммунистический пр-т, 51
+7 (3882) 22 23 10
+7 (913) 693 50 40
Предварительная запись
пр-т Ленина, 10
+7 (343) 379 05 10
+7 (906) 810 80 67
Предварительная запись
ул. Володарского, д. 47
+7 (962) 009-23-24
Предварительная запись
ул. Любимова, д.3
+7 (915) 820 14 55
+7 (4932) 50 14 55
Предварительная запись
ул. Ленина, д.79
+7 (3412) 68 66 45
+7 (3412) 56 93 30
+7 (919) 916 93 30
Предварительная запись
ул. Володарского, д. 23
+7 (3952) 29 11 94
+7 (914) 895 01 19
Предварительная запись
ул. Декабристов, 189
+7 (843) 207 05 95
Предварительная запись
ул. 9 Апреля, д.7
+7 (4012) 33 92 78
Предварительная запись
ул. Ленина, д. 80
+7 (4842) 777 101
+7 (991) 215 17 43
Предварительная запись
пр-т Ленина, д. 119
+7 (3842) 56-19-22
+7 (983) 212 05 36
Предварительная запись
ул. Карла Маркса, 62
+7 (8332) 37 37 73
+7 (922) 937 30 73
Предварительная запись
проспект Мира, д. 32
+7 (4217) 23 22 50
+7 (909) 826 98 80
Предварительная запись
ул. Советская, д. 109
+7 (4942) 46 64 87
+7 (930) 386 64 87
Предварительная запись
ул. Постовая, 18 литер А
+7 (861) 267 20 36
+7 (988) 243 05 11
Предварительная запись
ул. Партизана Железняка, д. 3-Б
+7 (923) 450 81 89
Предварительная запись
ул. Станционная, д. 41
+7 (3522) 43 34 60
+7 (912) 970 02 76
Предварительная запись
ул. Радищева, д. 25
+7 (4712) 70 12 13
+7 (919) 170 38 09
Предварительная запись
ул. Московская, д. 91
+7 (4742) 31 48 38
+7 (960) 152 30 06
+7 (900) 989 82 72
Предварительная запись
ул. Портовая, д. 4
+7 (4132) 21 11 66
Предварительная запись
ул. Привокзальная, д. 10
+7 (8152) 45 31 77
+7 (958) 170 95 79
Предварительная запись
47-й комплекс, 36/6
+7 (8552) 22 00 62
+7 (986) 900 22 26
Предварительная запись
ул. Корабельная, д. 27
+7 (8555) 32 33 53
+7 (986) 710 00 73
Предварительная запись
ул. Бекетова, д. 21/16
+7 (831) 435 12 88
+7 (999) 072 13 12
Предварительная запись
ул. Папанина, д. 21
+7 (912) 229 09 54
Предварительная запись
ул. Спартака, д. 24
+7 (3843) 70 11 08
+7 (996) 415 01 43
Предварительная запись
ул. Советов, д. 12
+7 (8617) 64 57 47
+7 (989) 769 71 81
Предварительная запись
Красный проспект, 43
+7 (923) 120 42 21
+7 (383) 202 15 92
Предварительная запись
ул. Курчатова, д. 19а
+7 (903) 816 95 50
Предварительная запись
ул. Губкина, д. 9
+7 (34767) 7 09 18
+7 (937) 497 85 50
Предварительная запись
пр-т Карла Маркса, д. 49
+7 (3812) 46 85 16
+7 (913) 600 06 97
Предварительная запись
ул. Московская, д. 36
+7 (4862) 25 45 78
+7 (991) 095 88 10
Предварительная запись
ул. Кобозева, д. 25а, каб. №34.
+7 (3532) 77 80 71
+7 (922) 552 56 54
Предварительная запись
ул. Краматорская, д. 52
+7 (3537) 34 03 53
+7 (912) 844 53 53
Предварительная запись
ул. Суворова, д. 139
+7 (8412) 54 14 15
Предварительная запись
пр-т Ленина, д. 30
+7 (963) 744 70 13
+7 (8142) 78 37 29
Предварительная запись
ул. Ленинградская, д. 100
+7 (4152) 43 39 08
+7 (909) 890 83 30
Предварительная запись
ул. Ноградская, 1
+7 (3846) 64 36 23
+7 (996) 332 98 67
Предварительная запись
ул. Советская, д. 64
+7 (8112) 68 20 24
+7 (992) 296 69 52
Предварительная запись
проспект Михаила Нагибина, д. 37
+7 (863) 294 98 80
+7 (863) 200 33 29
+7 (918) 554 98 80
Предварительная запись
ул. Соборная, д. 17
+7 (961) 130 49 44
+7 (4912) 28 44 58
Предварительная запись
пр-т Масленникова, д. 6
+7 (846) 263 39 18
+7 (846) 263 53 75
Предварительная запись
Проспект Ленина, д. 32
+7 (8342) 47 26 74
Предварительная запись
Деловой тупик, 3
+7 (8452) 35 46 34
+7 (991) 195 64 65
+7 (8452) 39 97 73
Предварительная запись по телефону
проспект Победы, д. 54
+7 (3652) 57 39 34
+7 (978) 980 02 16
Предварительная запись
ул. Николаева, д. 15
+7 (4812) 62 32 50
+7 (910) 720 88 10
Предварительная запись
ул. Чайковского, д. 33
+7 (862) 254 62 06
+7 (988) 402 69 99
Предварительная запись
ул. Семашко, д. 1
+7 (8652) 75 54 24
+7 (8652) 29 53 15
Предварительная запись
м-н Королёва, 32в
+7 (4725) 42 06 12
Предварительная запись
ул. Коммунистическая, д. 15.
+7 (3473) 22 29 93
Предварительная запись
ул. Советская, д. 10
+7 (8212) 24 50 75
+7 964 043 70 80
Предварительная запись
ул. Московская, д. 29
+7 (4752) 79 67 99
Предварительная запись
ул. Советская, 64
+7 (991) 351 85 81
Предварительная запись
бульвар Баумана, д. 5
+7 (8482) 55 95 44
+7 (902) 152 70 51
Предварительная запись
проспект Фрунзе, д. 25
+7 (3822) 530 535
+7 (953) 915 43 12
Предварительная запись
ул. Советская, д. 17
+7 (910) 150 05 83
Предварительная запись
ул. 50 лет Октября, д. 54/2
+7 (3452) 54 62 50
+7 (909) 739 56 51
Предварительная запись
ул. Коммунистическая, д. 16/2
+7 (3012) 37 90 98
Предварительная запись
ул. Гончарова, д. 56/2.
+7 (8422) 67 53 52
Предварительная запись
Октябрьский район, ул. Ростовская, д. 3
+7 (347) 248 53 90
+7 (919) 142 09 56
Предварительная запись
ул. Ленинградская, 56А
+7 (4212) 30 03 04
+7 (909) 843 32 33
Предварительная запись
ул. Комсомольская, д. 29
+7 (3467) 33 58 03
+7 (958) 153 94 05
Предварительная запись
пр-т Ленина, 53
+7 (8352) 55 10 11
+7 (991) 399 18 79
Предварительная запись
ул. М. Горького, д. 43
+7 (8202) 58 73 73
Предварительная запись
ул. Коханского, 14
+7 (924) 020 30 77
+7 (3022) 28 37 77
Предварительная запись
6-й микрорайон, д. 1
+7 (84722) 6 87 11
+7 (937) 463 87 11
Предварительная запись
ул. Максименко, д. 24
+7 (38451) 5 06 82
Предварительная запись
ул. Ярославского, д. 24
+7 (4112) 43 50 45
Предварительная запись
проспект Октября, д. 3.
+7 (4852) 72 07 26
+7 (980) 707 33 88
Предварительная запись