Радуга Звуков

Место жестового языка в разные периоды жизни детей с нарушением слуха

Жесты

Целесообразность использования жестового языка при обучении детей с нарушенным слухом достаточно активно обсуждается в профессиональных кругах.
Предлагаем вашему вниманию посвященную этой теме статью кандидата педагогических наук, ведущего социолога  ГУИМЦ МГТУ им. Н.Э. Баумана Эмилии Ивановны Леонгард. Уверены, что приведенные в ней аргументы будут одинаково полезны как родителям слабослышащих и глухих детей, так и специалистам. Основные выводы, изложенные в статье, согласуются с результатами многочисленных нейрофизиологических, нейробиологических, лингвистических, психологических и сурдопедагогических исследований зарубежных ученых. 

Известно, что все без исключения люди должны знать, думать и осознанно выбирать свой путь. При этом качество жизни и социальный статус людей с нарушением слуха напрямую зависят от условий их воспитания и образования с самого раннего возраста. Л.С. Выготский писал, что глухота – это «социальный вывих», т.к. она исключает человека из общества, потому что человек не говорит и не понимает речи окружающих людей. Выготский определил глухоту (как и слепоту) как «первичный дефект», а немоту, отсутствие речи – как «дефект вторичный». Поэтому если мы хотим, чтобы глухой/слабослышащий ребенок стал самостоятельным, активным членом общества, необходимо как можно раньше начинать учить его речи. Тогда можно предупредить появление немоты или сформировать речь заново.

Речь, язык – это ключевые понятия в развитии человека, его интеллекта, психики, личности. Существуют разные формы речи: устная, письменная, дактильная («письмо в воздухе») и жестовый язык. С чего нужно начинать обучение детей?

I этап: младенчество, ранний возраст – юношеский возраст.

Период овладения речью. Язык жестов исключается.

Именно в это время происходит овладение словарем, соответствующим каждому возрастному этапу, произношением, грамматическим строем речи. На этом этапе устанавливаются все основные связи в коре головного мозга: между слуховой областью, речевой моторной областью – произношением, речевой смысловой областью – пониманием, двигательной областью и центрами грамотности. Таким образом, речевой слух (который формируют в специально создаваемых условиях даже у глухих детей с минимальными остатками слуха с момента установления диагноза), крупные движения – туловища, рук, ног, произношение, понимание речи и ее грамотность представляют собой единый комплекс, активизирующий значительную часть мозга. Это необходимо, поскольку, по словам всемирно известного отечественного физиолога Н.П. Бехтеревой, для нормального развития человека должно работать почти 100% мозговой ткани, только не одновременно.

Рассмотрим, чем обоснован отказ от использования языка жестов.

Влияние языка жестов на  устную речь

Интенсивность и характерная особенность словесной коммуникации в период формирования речи оказывают с нейробиологической точки зрения непосредственное влияние на биологическую организацию и структуру речевой области, прежде всего на формирование центров управления речью. Модель управления, которая возникает при построении языковой системы на основе устной речи, отличается от этой же модели у детей с нарушением слуха, которые строят лингвистическую систему на основе визуальной информации, т.е. через жесты.

В.ШлотеДетьми, которые овладевают одновременно словесной речью и языком жестов, будет признан тот язык, который способствует быстрому и легкому приему информации и коммуникации. Язык жестов будет влиять на механизмы управления речью, формирующиеся в процессе ее становления, и определит тем самым структуру языковой области. Если для освоения одновременно предлагают словесную речь и язык жестов, то при формировании структур в языковой области происходит конфликт. В словесном языке информация идет в определенной последовательности преимущественно через акустический канал. В языке жестов восприятие зрительных образов происходит через визуальный канал. На этот конфликт идти нельзя.

В устной речи четко выражается сила звука, высота звучания и протяженность. В жестовом языке этого согласования с устной речью не существует. В нем Г.Брейнеротсутствует ритмическое протекание речевого потока, а ритм связан с грамматикой и синтаксисом устной речи. Изменяется внутренняя установка говорящего на распределение речевого процесса во времени, и из-за использования жестов продолжительность речи увеличивается.

Время моторики жестов совершенно иное, чем время речевой моторики. Есть признаки, которые несут важную информацию для словесной речи, например, переходы между звуками или стоп-фазы при произнесении взрывных звуков. В устной речи это происходит в период между 10 и 50 мс, а в речи, сопровождаемой жестами, переходы удлиняются до 300 мс. Поэтому речевая моторика глухих детей неизбежно замедляется.

Исследования зарубежных ученых свидетельствуют, что готовность к чтению больше согласуется с использованием устной речи, чем с применением жестов. Д.Линк и А.Линк, Р.КонрадБыло обнаружено, что среди глухих детей самые лучшие читатели те, которые совершенствовали внутреннюю речь благодаря действительно хорошему развитию речи словесной.

Применение дактилологии и жестового языка необходимо для меньшинства детей с высокой степенью нарушения слуха и сложной структурой дефекта: сниженным интеллектом или тяжелым синдромом диспраксии (нарушением координации речевых движений). Это те дети,  которые не могут освоить устную словесную речь или осваивают ее неудовлетворительно.

Влияние языка жестов на слуховое восприятие

В результате объемного сравнительного исследования с участием 327 глухих учеников из школ, работавших в Германии на основе словесной речи, и школ с тотальной коммуникацией (ТК) были получены следующие обобщающие показатели. В исследованиях использовался бессмысленный лексический материал:

Таблица

Результаты этого и других исследований свидетельствуют, что самым благоприятным для глухих детей, не имеющих дополнительных нарушений развития, является одновременное, совершенно синхронное чтение с губ и восприятие на слух (30,2%). К этому существует весомое дополнение: если к произносимому подключаются жесты, то понимание, получаемое с помощью слуха, исчезает (10,2%).
Это происходит от того, что у моторики жестов время протекания совсем иное, чем у моторики речи.1

Влияние способов общения с глухими детьми в семьях глухих и слышащих родителей

В целом ряде сравнительных исследований, проведенных зарубежными учеными в разные годы, доказано: утверждение о том, что общение на жестовом языке является решающим фактором в достижении лучших результатов у глухих детей глухих родителей, не соответствует действительности. Данные были получены при сопоставлении следующих групп: глухие дети глухих родителей, которые с рождения общались со своими детьми только на словесном языке, и дети глухих родителей, которые общались с детьми главным образом на языке жестов. Первая группа по всем показателям была не хуже, а во многих областях намного лучше, чем вторая. В другом исследовании сопоставлялись результаты речевого развития глухих учеников из школ, работающих на основе словесной речи, и школ с тотальной коммуникацией. Результаты этого исследования наглядно показали, что глухие ученики с ТК не достигли в словесной речи показателей других учеников – глухих детей слышащих родителей.

II этап: юношеский возраст. Изучение языка жестов по желанию человека с нарушенным слухом на базе сформированной связной грамотной устной (и письменной) речи.

Стратегия воспитания и образования детей с нарушением слуха определяется родителями. Она зависит от целей, которые ставит перед собой каждая семья. Родители должны выбрать одну из двух целей: их ребенок сможет в будущем самостоятельно осуществлять контакты с окружающими слышащими людьми во время учебы, на работе, в быту, в любых жизненных ситуациях; или в ситуациях общения со слышащими он будет зависеть от помощи других людей – переводчиков языка жестов. Эти цели должны быть обозначены родителям во время первых же консультаций специалистов после установления диагноза.

В первом случае воспитание и обучение глухого и слабослышащего ребенка будет происходить в речевой  среде на основе слухо-зрительного и слухового восприятия, устной и письменной форм речи. Во втором случае в обучении будет активно использоваться язык жестов.  

Решение остается за родителями. При этом должны быть обеспечены условия для удовлетворения потребностей родителей независимо от их выбора. Десятилетия научной и практической работы с глухими и слабослышащими детьми по разработанному нами методу  позволяют утверждать следующее.

При наличии необходимых условий (они определены и описаны) любой глухой, а тем более слабослышащий ребенок без грубых дополнительных нарушений развития может стать носителем родного языка в устной и письменной формах без использования языка жестов. Процесс овладения родным языком происходит непроизвольно, без насилия, и устная речь становится для глухого человека такой же естественной частью его физического и душевного состояния, как и для слышащего. Человек с нарушенным слухом может учиться вместе со слышащими и в школе, и в вузе; может полноценно, без помощи сурдопереводчика, работать в коллективе слышащих коллег. Он может овладевать иностранными языками и самостоятельно общаться с коренными жителями тех стран, в которые его забрасывает судьба. Таких людей очень много.

Жестовый язык не является родным языком глухого (а тем более слабослышащего) ребенка. Родным является тот язык, на котором говорят в семье ребенка, а это может быть и язык жестов, и устная речь как в семьях глухих, так и в семьях слышащих родителей.

Главная задача специалистов – помочь родителям осознанно подойти к выбору пути, по которому в дальнейшем будет входить в мир родившийся малыш с нарушенным слухом. И не забыть при этом, что у каждого человека есть остаточный слух, который успешно развивается при поддержке современных высокотехнологичных слуховых аппаратов и кохлеарных имплантов, если с самого начала ребенка начинать вводить в мир звучащей речи, звучащей природы и «звучащего быта», в мир речевого общения. Тогда окружающее его звучащее жизненное пространство станет для него объемным, родным, естественным и понятным.
_____________
1 Аналогичные данные были получены нами в процессе сравнительного изучения уровня развития речевого слуха глухих дошкольников, обучавшихся в двух параллельных группах. В одной группе обучение происходило на основе слухо-зрительного восприятия речи (с использованием письменной формы), в другой – с активным использованием дактильной формы речи (также наряду с письменной). Получены достоверные данные об отрицательном влиянии дактилологии на восприятие детьми речевого материала на слух. Исследование автора (с коллегами) в НИИ дефектологии АПН СССР, 1973-1979 гг.



Возврат к списку

Альметьевск
ул. Ленина, д. 29
+7 (8553) 42 42 90
+7 (939) 310 42 90
Ангарск
82 квартал, д. 2, офис 1
+7 (3955) 52 19 98
+7 (950) 060 07 20
Архангельск
Троицкий пр-т, д. 158
+7 (8182) 27 54 69
+7 (921) 292 52 72
Астрахань
ул. Ленина/ Дарвина, д. 52/2, литер А, помещение 09
+7 (8512) 52 28 90
Ачинск
микрорайон Юго-Восточный, д. 35
+7 (39151) 3-61-15
+7 (958) 514-27-58
Барнаул
ул. Шевченко, д. 52а (пр-т Ленина, д. 56)
+7 (3852) 39 03 09
+7 (3852) 36 77 00
Белгород
проспект Богдана Хмельницкого, д. 77
+7 (4722) 33 05 36
Бийск
ул. В. Максимовой, д. 5
+7 (3854) 22 11 50
Братск
Центральный жилой район, ул. Мира, 42
+7 (3953) 41 11 42
Владивосток
ул. Захарова, д. 5
+7 (423) 242 19 20
Владимир
ул. Горького, д. 58
+7 (915) 792 46 25
+7 (4922) 53 70 71
+7 (991) 320 53 78
Волгоград
ул. Невская, д.11а, офис № 19
+7 (8442) 37 37 09
Вологда
г. Вологда ул. Октябрьская д.44
+7 (8172) 21 02 92
Воронеж
Коминтерновский р-н, Московский пр-т, д. 80
+7 (473) 224 79 66
Горно-Алтайск
Коммунистический пр-т, 51
+7( 38822) 2 23 10
+7 (913) 693 50 40
Екатеринбург
пр-т Ленина, 10
+7 (343) 379 05 10
+7 (906) 810 80 67
Иваново
ул. Любимова, д.3
+7 (915) 820 14 55
+7 (4932) 50 14 55
Ижевск
ул. Ленина, д.79
+7 (3412) 68 66 45
+7 (3412) 56 93 30
+7 (919) 916 93 30
Иркутск
ул. Дзержинского, д. 25, офис 204
+7 (3952) 29 11 94
+7 (914) 895 01 19
Казань
ул. Cаид-Галеева, д. 25
+7 (843) 528 09 26
+7 (843) 250 31 36
Калининград
ул. 9 Апреля, д.7
+7 (4012) 33 92 78 (предв. запись)
Калуга
ул. Суворова, д. 142а
+7 (4842) 777 101
Кемерово
пр-т Ленина, д. 103
+7 (983) 212 05 36
Киров
ул. Карла Маркса, 62
+7 (8332) 37 37 73
Комсомольск-на-Амуре
ул. Красногвардейская д.16
+7 (4217) 23 22 50
+7 (909) 826 98 80
Кострома
ул. Советская, д. 109
+7 (4942) 46 64 87
+7 (930) 386 64 87
Краснодар
ул. Постовая, 18 литер А
+7 (861) 267 20 36
+7 (988) 243 05 11
Красноярск
ул. Партизана Железняка, д. 3-Б
+7 (391) 220 15 63
+7 (923) 450 81 89
Курган
ул. Станционная, д. 41
+7 (3522) 43 34 60
Курск
ул. Радищева, д. 25
+7 (4712) 70 12 13
+7 (919) 170 38 09
Липецк
ул. Московская, д. 91
+7 (4742) 31 48 38
+7 (960) 152 30 06
+7 (900) 989 82 72
Магадан
ул. Портовая, д. 4
+7 (4132) 21 11 66
Мурманск
ул. Привокзальная, д. 10
+7 (8152) 45 31 77
Набережные Челны
проспект Сююмбике, д. 17, пом. 181 (41/03)
+7 (8552) 92 32 38
+7 (967) 469 94 45
Нижнекамск
ул. Корабельная, д. 27
+7 (8555) 32 33 53
Нижний Новгород
ул. Бекетова, д. 21/16
+7 (831) 435 12 88
+7 (999) 072 13 12
Нижний Тагил
ул. Папанина, д. 21
+7 (912) 229 09 54
Новокузнецк
Октябрьский Проспект, д.7
+7 (3843) 70 11 08
+7 (996) 415 01 43
Новороссийск
ул. Советов, д. 12
+7 (8617) 64 57 47
+7 (989) 769 71 81
Новосибирск
ул. Челюскинцев, д. 30
+7 (383) 347 36 06
Обнинск
ул. Курчатова, д. 19а
+7 (903) 816 95 50
Октябрьский
ул. Губкина, д. 9, помещение 18
+7 (34767) 7 09 18
+7 (937) 497 85 50
Омск
пр-т Карла Маркса, д. 49
+7 (3812) 46 85 16
Орел
ул. Московская, д. 36
+7 (4862) 25 45 78
Оренбург
ул. Кобозева, д. 25а, каб. №34.
+7 (3532) 77 80 71
Орск
ул. Краматорская, д. 52
+7 (3537) 34 03 53
Пенза
ул. Суворова, д. 139
+7 (8412) 54 14 15
Пермь
Мотовилихинский район, ул. Крупской, д. 38
+7 (342) 258 03 23
Петрозаводск
пр-т Ленина, д. 30
+7 (963) 744 70 13
+7 (8142) 78 37 29
Петропавловск-Камчатский
ул. Ленинградская, д. 100
+7 (4152) 43 39 08
+7 (914) 991 32 93
Прокопьевск
ул. Ноградская, 1
+7 (3846) 64-36-23
Псков
ул. Советская, д. 64
+7 (8112) 68 20 24
Ростов-на-Дону
проспект Михаила Нагибина, д. 37
+7 (863) 294 98 80
+7 (863) 22 72 072
+7 (918) 554 98 80
Рязань
ул. Соборная, д. 17
+7 (4912) 994 944
+7 (4912) 28 44 58
Самара
пр-т Масленникова, д. 6
+7 (846) 263 39 18
+7 (846) 263 53 75
Саранск
Проспект Ленина, д. 32
+7 (8342) 47 26 74
Саратов
Деловой тупик, 3
+7 (8452) 35 46 34
+7 (991) 195 64 65
Симферополь
проспект Победы, д. 54
+7 (3652) 57 39 34
+7 (978) 980 02 16
Смоленск
просп. Гагарина, д. 27
+7 (4812) 62 32 50
Сочи
ул. Красноармейская, д.15
+7 (8622) 54 12 38
+7 (988) 163 01 40
Ставрополь
ул. Семашко, д. 1
+7 (8652) 75 54 24
+7 (8652) 29 53 15
Старый Оскол
м-н Королёва, 32в
+7 (4725) 42 06 12
Стерлитамак
ул. Коммунистическая, д. 15.
+7 (3473) 22 29 93
Сыктывкар
ул. Советская, д. 10
+7 (8212) 24 50 75
Тамбов
ул. Московская, д. 29
+7 (4752) 79 67 99
Тверь
ул. Советская, 64
+7 (991) 351 85 81
Тольятти
ул. Максима Горького, д. 61
+7 (8482) 25 18 29
Томск
проспект Фрунзе, д. 25
+7 (3822) 530 535
+7 (953) 915 43 12
Тула
ул. Советская, д. 17
+7 (910) 150 05 83
Тюмень
ул. 50 лет Октября, д. 54/2
+7 (3452) 54 62 50
Улан-Удэ
ул. Кирова, д. 31
+7 (3012) 37 90 98
Ульяновск
ул. Гончарова, д. 56/2.
+7 (8422) 67 53 52
Уфа
Октябрьский район, ул. Ростовская, д. 3
+7 (347) 248 53 90
Хабаровск
ул. Ленинградская, 56А
+7 (4212) 30 03 04
+7 (909) 843 32 33
Ханты-Мансийск
ул. Комсомольская, д. 29
+7 (3467) 33 58 03
+7 (958) 153 94 05
Чебоксары
проспект Ленина, д.53
+7 (8352) 55 10 11
Череповец
ул. М. Горького, д. 43
+7 (8202) 58 73 73
Чита
ул. Коханского, 14
+7 (3022) 28 37 77
Элиста
6-й микрорайон, д. 1
+7 (847-22) 6 87 11
+7 (937) 463 87 11
Юрга
ул. Максименко, д. 24
+7 (38451) 5 06 82
Якутск
ул. Ярославского, д. 24
+7 (4112) 43 50 45
Ярославль
проспект Октября, д. 3.
+7 (4852) 72 07 26