Радуга Звуков

Место жестового языка в разные периоды жизни детей с нарушением слуха

Жесты

Целесообразность использования жестового языка при обучении детей с нарушенным слухом достаточно активно обсуждается в профессиональных кругах.
Предлагаем вашему вниманию посвященную этой теме статью кандидата педагогических наук, ведущего социолога  ГУИМЦ МГТУ им. Н.Э. Баумана Эмилии Ивановны Леонгард. Уверены, что приведенные в ней аргументы будут одинаково полезны как родителям слабослышащих и глухих детей, так и специалистам. Основные выводы, изложенные в статье, согласуются с результатами многочисленных нейрофизиологических, нейробиологических, лингвистических, психологических и сурдопедагогических исследований зарубежных ученых. 

Известно, что все без исключения люди должны знать, думать и осознанно выбирать свой путь. При этом качество жизни и социальный статус людей с нарушением слуха напрямую зависят от условий их воспитания и образования с самого раннего возраста. Л.С. Выготский писал, что глухота – это «социальный вывих», т.к. она исключает человека из общества, потому что человек не говорит и не понимает речи окружающих людей. Выготский определил глухоту (как и слепоту) как «первичный дефект», а немоту, отсутствие речи – как «дефект вторичный». Поэтому если мы хотим, чтобы глухой/слабослышащий ребенок стал самостоятельным, активным членом общества, необходимо как можно раньше начинать учить его речи. Тогда можно предупредить появление немоты или сформировать речь заново.

Речь, язык – это ключевые понятия в развитии человека, его интеллекта, психики, личности. Существуют разные формы речи: устная, письменная, дактильная («письмо в воздухе») и жестовый язык. С чего нужно начинать обучение детей?

I этап: младенчество, ранний возраст – юношеский возраст.

Период овладения речью. Язык жестов исключается.

Именно в это время происходит овладение словарем, соответствующим каждому возрастному этапу, произношением, грамматическим строем речи. На этом этапе устанавливаются все основные связи в коре головного мозга: между слуховой областью, речевой моторной областью – произношением, речевой смысловой областью – пониманием, двигательной областью и центрами грамотности. Таким образом, речевой слух (который формируют в специально создаваемых условиях даже у глухих детей с минимальными остатками слуха с момента установления диагноза), крупные движения – туловища, рук, ног, произношение, понимание речи и ее грамотность представляют собой единый комплекс, активизирующий значительную часть мозга. Это необходимо, поскольку, по словам всемирно известного отечественного физиолога Н.П. Бехтеревой, для нормального развития человека должно работать почти 100% мозговой ткани, только не одновременно.

Рассмотрим, чем обоснован отказ от использования языка жестов.

Влияние языка жестов на  устную речь

Интенсивность и характерная особенность словесной коммуникации в период формирования речи оказывают с нейробиологической точки зрения непосредственное влияние на биологическую организацию и структуру речевой области, прежде всего на формирование центров управления речью. Модель управления, которая возникает при построении языковой системы на основе устной речи, отличается от этой же модели у детей с нарушением слуха, которые строят лингвистическую систему на основе визуальной информации, т.е. через жесты.

В.ШлотеДетьми, которые овладевают одновременно словесной речью и языком жестов, будет признан тот язык, который способствует быстрому и легкому приему информации и коммуникации. Язык жестов будет влиять на механизмы управления речью, формирующиеся в процессе ее становления, и определит тем самым структуру языковой области. Если для освоения одновременно предлагают словесную речь и язык жестов, то при формировании структур в языковой области происходит конфликт. В словесном языке информация идет в определенной последовательности преимущественно через акустический канал. В языке жестов восприятие зрительных образов происходит через визуальный канал. На этот конфликт идти нельзя.

В устной речи четко выражается сила звука, высота звучания и протяженность. В жестовом языке этого согласования с устной речью не существует. В нем Г.Брейнеротсутствует ритмическое протекание речевого потока, а ритм связан с грамматикой и синтаксисом устной речи. Изменяется внутренняя установка говорящего на распределение речевого процесса во времени, и из-за использования жестов продолжительность речи увеличивается.

Время моторики жестов совершенно иное, чем время речевой моторики. Есть признаки, которые несут важную информацию для словесной речи, например, переходы между звуками или стоп-фазы при произнесении взрывных звуков. В устной речи это происходит в период между 10 и 50 мс, а в речи, сопровождаемой жестами, переходы удлиняются до 300 мс. Поэтому речевая моторика глухих детей неизбежно замедляется.

Исследования зарубежных ученых свидетельствуют, что готовность к чтению больше согласуется с использованием устной речи, чем с применением жестов. Д.Линк и А.Линк, Р.КонрадБыло обнаружено, что среди глухих детей самые лучшие читатели те, которые совершенствовали внутреннюю речь благодаря действительно хорошему развитию речи словесной.

Применение дактилологии и жестового языка необходимо для меньшинства детей с высокой степенью нарушения слуха и сложной структурой дефекта: сниженным интеллектом или тяжелым синдромом диспраксии (нарушением координации речевых движений). Это те дети,  которые не могут освоить устную словесную речь или осваивают ее неудовлетворительно.

Влияние языка жестов на слуховое восприятие

В результате объемного сравнительного исследования с участием 327 глухих учеников из школ, работавших в Германии на основе словесной речи, и школ с тотальной коммуникацией (ТК) были получены следующие обобщающие показатели. В исследованиях использовался бессмысленный лексический материал:

Таблица

Результаты этого и других исследований свидетельствуют, что самым благоприятным для глухих детей, не имеющих дополнительных нарушений развития, является одновременное, совершенно синхронное чтение с губ и восприятие на слух (30,2%). К этому существует весомое дополнение: если к произносимому подключаются жесты, то понимание, получаемое с помощью слуха, исчезает (10,2%).
Это происходит от того, что у моторики жестов время протекания совсем иное, чем у моторики речи.1

Влияние способов общения с глухими детьми в семьях глухих и слышащих родителей

В целом ряде сравнительных исследований, проведенных зарубежными учеными в разные годы, доказано: утверждение о том, что общение на жестовом языке является решающим фактором в достижении лучших результатов у глухих детей глухих родителей, не соответствует действительности. Данные были получены при сопоставлении следующих групп: глухие дети глухих родителей, которые с рождения общались со своими детьми только на словесном языке, и дети глухих родителей, которые общались с детьми главным образом на языке жестов. Первая группа по всем показателям была не хуже, а во многих областях намного лучше, чем вторая. В другом исследовании сопоставлялись результаты речевого развития глухих учеников из школ, работающих на основе словесной речи, и школ с тотальной коммуникацией. Результаты этого исследования наглядно показали, что глухие ученики с ТК не достигли в словесной речи показателей других учеников – глухих детей слышащих родителей.

II этап: юношеский возраст. Изучение языка жестов по желанию человека с нарушенным слухом на базе сформированной связной грамотной устной (и письменной) речи.

Стратегия воспитания и образования детей с нарушением слуха определяется родителями. Она зависит от целей, которые ставит перед собой каждая семья. Родители должны выбрать одну из двух целей: их ребенок сможет в будущем самостоятельно осуществлять контакты с окружающими слышащими людьми во время учебы, на работе, в быту, в любых жизненных ситуациях; или в ситуациях общения со слышащими он будет зависеть от помощи других людей – переводчиков языка жестов. Эти цели должны быть обозначены родителям во время первых же консультаций специалистов после установления диагноза.

В первом случае воспитание и обучение глухого и слабослышащего ребенка будет происходить в речевой  среде на основе слухо-зрительного и слухового восприятия, устной и письменной форм речи. Во втором случае в обучении будет активно использоваться язык жестов.  

Решение остается за родителями. При этом должны быть обеспечены условия для удовлетворения потребностей родителей независимо от их выбора. Десятилетия научной и практической работы с глухими и слабослышащими детьми по разработанному нами методу  позволяют утверждать следующее.

При наличии необходимых условий (они определены и описаны) любой глухой, а тем более слабослышащий ребенок без грубых дополнительных нарушений развития может стать носителем родного языка в устной и письменной формах без использования языка жестов. Процесс овладения родным языком происходит непроизвольно, без насилия, и устная речь становится для глухого человека такой же естественной частью его физического и душевного состояния, как и для слышащего. Человек с нарушенным слухом может учиться вместе со слышащими и в школе, и в вузе; может полноценно, без помощи сурдопереводчика, работать в коллективе слышащих коллег. Он может овладевать иностранными языками и самостоятельно общаться с коренными жителями тех стран, в которые его забрасывает судьба. Таких людей очень много.

Жестовый язык не является родным языком глухого (а тем более слабослышащего) ребенка. Родным является тот язык, на котором говорят в семье ребенка, а это может быть и язык жестов, и устная речь как в семьях глухих, так и в семьях слышащих родителей.

Главная задача специалистов – помочь родителям осознанно подойти к выбору пути, по которому в дальнейшем будет входить в мир родившийся малыш с нарушенным слухом. И не забыть при этом, что у каждого человека есть остаточный слух, который успешно развивается при поддержке современных высокотехнологичных слуховых аппаратов и кохлеарных имплантов, если с самого начала ребенка начинать вводить в мир звучащей речи, звучащей природы и «звучащего быта», в мир речевого общения. Тогда окружающее его звучащее жизненное пространство станет для него объемным, родным, естественным и понятным.
_____________
1 Аналогичные данные были получены нами в процессе сравнительного изучения уровня развития речевого слуха глухих дошкольников, обучавшихся в двух параллельных группах. В одной группе обучение происходило на основе слухо-зрительного восприятия речи (с использованием письменной формы), в другой – с активным использованием дактильной формы речи (также наряду с письменной). Получены достоверные данные об отрицательном влиянии дактилологии на восприятие детьми речевого материала на слух. Исследование автора (с коллегами) в НИИ дефектологии АПН СССР, 1973-1979 гг.




Возврат к списку

82 квартал, д. 2, офис 1
+7 (3955) 52-19-98
+7 (950) 060-07-20
Троицкий пр-т, д. 158
+7 (8182) 27-54-69
+7 (911) 875-25-38
ул. Ленина/ Дарвина, д. 52/2, литер А, помещение 09
+7 (8512) 52-28-90
Ул. Шевченко, д.52а (пр-т Ленина, д. 56)
+7 (3852) 39-03-09
+7 (3852) 36-77-00
Проспект Богдана Хмельницкого, д. 77
+7 (4722) 33-05-36
Центральный жилой район, ул. Мира, 42
+7 (3953) 41-11-42
Океанский пр-т, 76
+7 (423) 242-19-20
Владимир, ул. Б. Московская, д. 10, офисы №4 и №5, торгово-офисный центр «Лайн»
+7 (4922) 32-30-38
+7 (915) 792-46-25
Ул. Невская, д.11а, офис № 19
+7 (8442) 37-37-09
ул. Ленинградская, д. 40
+7 (8172) 21-02-92
Коминтерновский р-н, Московский пр-т, д. 80
+7 (473) 22-47-966
Коммунистический пр-т, 51
+7( 38822) 2-23-10
+7 (913) 693-50-40
пр-т Ленина, 10
+7 (343) 379-05-10
ул. Любимова, д.3
+7 (915) 820-14-55
+7 (4932) 50-14-55
ул. Ленина, д.79
+7 (3412) 68-66-45
+7 (3412) 56-93-30
+7 (919) 916-93-30
ул. Дзержинского, д. 25, офис 204
+7 (3952) 29-11-94
+7 (914) 895-01-19
ул. Рустема Яхина, д. 4
+7 (843) 528-09-26
+7 (843) 250-31-36
ул. 9 Апреля, д.7
+7 (4012) 33-92-78 (предв. запись)
+7 (906) 218-68-98
ул. Суворова, д. 142а
+7 (4842) 777-101
пр-т Ленина, д. 107
+7 (3842) 56-19-22
ул. Карла Маркса, 62
+7 (8332) 37-37-73
ул. Советская, д. 117
+7 (4942) 46-64-87
+7 (930) 386-64-87
ул. Постовая, 18 литер А
+7 (861) 267-20-36
+7 (988) 243-05-11
ул. Партизана Железняка, д. 3-Б
+7 (391) 220-15-63
ул. Станционная, д. 41
8 (3522) 43-34-60
ул. Радищева, д. 25
+7 (4712) 70-12-13
+7 (919) 170-38-09
ул. Московская, д. 91
+7 (4742) 31-48-38
+7 (960) 152-30-06
проспект Карла Маркса, д. 49
+7 (4132) 21-11-66
ул. Привокзальная, д. 10
+7 (8152) 45-31-77
Проспект Сююмбике д.17 пом. 181 (41/03)
+7 (8552) 92-32-38
ул. Корабельная, д. 27
+7 (8555) 32-33-53
ул. Бекетова, д. 21/16
+7 (831) 435-12-88
+7 (930) 071-11-60
ул. Папанина 21
+7 (912) 229-09-54
Октябрьский Проспект, д.7
+7 (3843) 70-11-08
ул. Советов, д. 48
+7 (8617) 64-57-47
+7 (918) 470-07-69
ул. Челюскинцев, д. 30
+7 (383) 347-36-06
ул. Курчатова, д. 19а
+7 (903) 816-95-50
пр-т Карла Маркса, д. 49
+7 (3812) 46-85-16
ул. Комсомольская, д. 126, лит. Г
+7 (4862) 71-49-79
ул. Кобозева, д. 25 а, каб. №2.
+7 (3532) 77-80-71
ул. Краматорская, д. 52
+7 (3537) 34-03-53
ул. Суворова, д. 139
+7 (8412) 54-14-15
пр-т Ленина, д. 21,офис № 108
+7 (963) 744-70-13
+7 (8142) 78-37-29
ул. Ленинградская, д. 100
+7 (4152) 43-39-08
+7 (914) 991-32-93
г. Псков, ул. Советская, д. 64
+7 (8112) 68-20-24
Проспект Михаила Нагибина, д.37
+7 (863) 294-98-80
+7 (863) 22-72-072
ул. Соборная, д.13
+7 (4912) 994-944
+7 (4912) 28-44-58
Пр. Масленникова, д. 6
+7 (846) 263-39-18
+7 (846) 263-53-75
Проспект Ленина, д. 32
+7 (8342) 47-26-74
пр.50-лет Октября, д. 110-А, корп. 1-Б
+7 (8452) 35-46-34
проспект Победы, д. 54
8 (3652) 57-39-34
8 (978) 980-02-16
Гагарина пр., д. 27
+7 (4812) 62-32-50
ул. Красноармейская, д.15
+7 (8622) 54-12-38
+7 (988) 163-01-40
ул. Семашко, д. 1
+7 (8652) 75-54-24
+7 (8652) 29-53-15
м-н Королёва, 32в
+7 (4725) 42-06-12
ул. Коммунистическая, д. 15.
+7 (3473) 22-29-93
ул. Советская, д. 10
+7 (8212) 24-50-75
ул. Московская, д. 29
+7 (4752) 79-67-99
Петербургское шоссе, д. 34
+7 (4822) 70-32-90
ул. Максима Горького, д. 61
+7 (8482) 25-18-29
Проспект Фрунзе, дом 25
+7 (3822) 530-535
ул. Мира, д. 29
+7 (4872) 35-97-77;
+7 (915) 691-67-77
ул. 50 лет Октября, д. 54/2
+7 (3452) 54-62-50
ул. Кирова, д. 31
+7 (3012) 37-90-98
ул. Кирова, д.2, каб. 430,
+7 (8422) 32-04-45
Октябрьский район, ул. Ростовская, д. 3
+7 (347) 248-53-90
ул. Ленинградская, д. 36, пом. 1
+7 (4212) 30-03-04
ул. Калинина, д. 26
+7 (3467) 33-58-03
ул. Гагарина д. 7
+7 (8352) 56-06-09
ул. М. Горького, д. 43
+7 (8202) 58-73-73
ул. Коханского, 14
+7 (3022) 28-37-77
ул. Ленинградская, д. 27
+7 (38451) 5-06-82
ул. Ярославского, д. 24
+7 (4112) 43-50-45
+7 (914) 272-24-70
ул. Ушинского, д. 8
+7 (4852) 72-07-26
+7 (980) 707-33-88