Мы работаем с нарушениями слуха каждый день и знаем, как непросто бывает плохо слышать и при этом контактировать с другими людьми.
Ниже — чек-лист, который поможет лучше понять человека с потерей слуха и выстроить с ним доверительное общение.
Кажется, что потеря слуха — это когда просто слышишь чуть тише. На деле это не так: из речи другого человека пропадают отдельные звуки, из-за чего сказанное часто превращается в «кашу». Приходится напрягаться, прислушиваться, что утомляет, а в крайних случаях побуждает избегать общения. Это один из аргументов, почему всё-таки лучше носить слуховой аппарат, чем этого не делать.
Люди с потерей слуха могут упускать отдельные слова в разговоре или не услышать ваше «добрый день», особенно если вокруг шумно. Поэтому если вам не ответили — это ещё не значит, что человек не хочет с вами разговаривать.
Вы находитесь в компании слабослышащего человека, его о чём-то спрашивают, но он не может расслышать вопрос. В таком случае не нужно отвечать за него, лучше повторить вопрос ещё раз, чтобы человек не выпадал из беседы.
А ещё «неважно», «ладно, всё» и «давай потом» на просьбу повторить свои слова ещё раз. Приятного и доверительного общения после этого можно не ждать.
Человеку с нарушением слуха легче понимать речь, когда он видит лицо собеседника: даже если что-то не расслышал, можно прочитать это по губам. От разговоров боком, спиной и тем более из соседней комнаты лучше отказаться.
А именно говорить то слишком громко, то излишне тихо, пытаясь выявить потерю слуха. Доверьте такую проверку специалистам, например, «Радуге звуков». Тем более, провести её можно только на специальном оборудовании в условиях медицинского кабинета.
Современные аппараты сами подстраиваются под окружающие звуки и переключают уровни громкости и другие программные настройки. Поэтому если вам кажется, что человек в слуховом аппарате плохо вас слышит — скорее всего, вам только кажется.
Люди с потерей слуха общаются так же, как и остальные. Иногда они могут что-то не расслышать, иногда — переспрашивать чаще, чем вы привыкли. Поэтому главный совет будет таким: проявите терпение.