В полтора года я заболела сальмонеллезом, и, так как простые лекарства не помогали, врачи предложили попробовать антибиотик гентамицин. Они предупредили о возможных осложнениях со стороны слуховой системы, но родители решили рискнуть. Я выздоровела, но через некоторое время потеряла слух. Конечно, мои близкие были шокированы диагнозом «нейросенсорная тугоухость». Они сами слышащие, им было сложно понять, что значит жить в полной тишине. Мне было 2 или 3 года, когда мой слух полностью пропал. Но мне сразу же надели слуховые аппараты, и с тех пор я их не снимаю.
Сначала родители водили меня к врачам в областную поликлинику, но потом решили найти специализированное учреждение. В моем родном городе – Кемерове – лучшим считается Центр хорошего слуха «Радуга звуков». Туда мы и обратились. С 5 лет я являюсь постоянным клиентом Центра по улице Красная, наблюдаюсь у Ольги Николаевны Пятачковой. Она очень хорошо знает особенности моего слуха, поэтому мне всегда комфортно с ней общаться. Вижу, как она любит свою работу и с каким вниманием относится к каждому посетителю. Ольга Николаевна не просто проверяет настройки аппаратов, она всегда может дать хороший совет и просто выслушать, поддержать, когда возникли какие-то проблемы. Если так случится, что мне придется переехать в другой город, то я обязательно буду искать «своего» специалиста, с которым смогу найти общий язык и которому смогу доверять.
Самыми первыми у меня были слуховые аппараты фирмы Oticon. Сейчас сложно сказать, было ли мне в них комфортно, но помню, что родителей и друзей я слышала. Что касается качества звука, то многое зависит от особенностей слуха, от того, какие задачи способен решить слуховой аппарат. Ситуации у всех разные, поэтому важен индивидуальный подход. С 2021 года я ношу слуховые аппараты Phonak Naida v70 up. Если сравнивать с моими предыдущими устройствами, эти дают более четкий и объемный звук, в них очень удобно слушать музыку и понимать речь других людей. Для меня это очень важно, поскольку моя жизнь наполнена общением.
Когда услышала свою речь после подключения первых аппаратов, я поняла, что разговариваю плохо, что мне нужно учиться правильно произносить слова, строить предложения. Со временем моя речь становится все более четкой и понятной, ведь я слышу себя в классных аппаратах, понимаю, как нужно говорить, чтобы тебя поняли. Я учусь управлять своим голосом, и мне это очень нравится.
Я ходила в детский сад для детей с нарушением слуха. Наверное, ко мне там относились неплохо. Если честно, я мало что помню из того периода. В саду меня научили нескольким жестам, которые используют глухие люди. В 8 лет меня отправили учиться в обычную школу. Моя бабушка работала в ней учительницей начальных классов и хотела, чтобы у меня было хорошее образование. Я находилась под ее наблюдением, и она могла мне помогать. Скажу честно – учиться было нелегко, я сильно стеснялась своих аппаратов, ведь у других ребят их не было, плохо понимала речь одноклассников и учителей. В это же время я занималась с логопедом и психологом, которые работали в коррекционной школе для детей с нарушением слуха. Я видела ребят с такой же особенностью, как у меня, им было весело и просто друг с другом. Мне было трудно понять, почему я не учусь в этом заведении, почему меня записали в обычную школу, ведь я тоже слабослышащая. Но потом у меня появились подруги, которые приняли меня такой, какая я есть. Да и с одноклассниками со временем сложились дружеские отношения. Ребята, правда, не понимали, почему я молчу, просили разговаривать с ними, а я стеснялась своего плохого произношения.
Сложности возникали с некоторыми учителями. Несмотря на то, что все педагоги знали о моей особенности, были те, кто часто вызывал меня к доске во время урока. Я стеснялась своего произношения, из-за этого молчала, даже когда знала ответ на вопрос. Но большинство все же старались сделать так, чтобы я поняла школьный материал. Помню, как мне разрешили рассказать заданное на дом стихотворение после уроков, когда в классе никого не было, потому что читать вслух перед всеми ребятами мне было очень трудно из-за произношения.
После 9 класса я поступила в Сибирский колледж сервиса и технологий на специальность «Технология эстетических услуг». Здесь все было намного проще, потому что в колледже могли учиться молодые люди с нарушениями слуха, преподаватели понимали, как с нами нужно разговаривать и правильно доносить до нас новый материал. Впрочем, слабослышащей в нашей группе я была одна. На лекциях не всегда понимала слова преподавателя, было сложно одновременно слушать и записывать новый материал, но я всегда могла взять записи у однокурсников. В колледже мы подружились с одной девушкой, которая активно помогала мне на протяжении всего времени. Специальность, которую я выбрала, достаточно сложная, мне приходилось усердно учиться, чтобы не отставать от одногруппников.
Много лет я живу в двух мирах: слышащем и глухом. В последнее время я часто общаюсь на жестовом языке с глухими друзьями, так как у меня с ними сложились очень хорошие отношения, и мы легко понимаем друг друга. Если мои собеседники со слуховыми аппаратами или кохлеарными имплантами, то можем говорить и голосом. Когда мне что-то непонятно, я не стесняюсь переспросить, уточнить что-то. В семье я единственная имею нарушения слуха, близкие часто забывают о моей особенности, но это не мешает нам прекрасно общаться и понимать друг друга.
Хожу на занятия в региональное отделение ВОГ, репетирую там песни на жестовом языке для выступления в разных конкурсах. Помимо этого, участвую в различных публичных мероприятиях. Пока ведение блога – это основное, чем я занимаюсь, он дает мне возможность путешествовать по всей России. Блог заряжает энергией и дает мотивацию, это великолепная возможность познакомиться с новыми людьми. Кроме того, я часто приезжаю в гости к своим родителям, общаюсь с братьями, люблю наблюдать за их спортивными тренировками и болеть на соревнованиях.
Мне не очень нравится строить долгосрочные планы, пока комфортнее жить в потоке, делать то, что по-настоящему интересно. Сейчас моя жизнь складывается из ведения блога, а это огромный и очень энергозатратный проект. Еще я занимаюсь спортом, получаю удовольствие от встреч с разными людьми. Есть большое желание развиваться в других соцсетях, стать спикером на мероприятиях, посвященных теме нарушенного слуха. Я хочу делиться личным опытом, рассказывать о преодолении собственных страхов, о том, что меня мотивирует на новые проекты. Возможно, в ближайшем будущем мне удастся сделать интересный проект для людей с ОВЗ.
Нужно всегда помнить, что каждому человеку под силу заниматься тем, чем хочется, вне зависимости от состояния слуха. Самое важное — это желание и мотивация. Стесняться своих слуховых аппаратов глупо, потому что современные модели имеют стильный дизайн и могут стать настоящим украшением. Слуховые аппараты — не костыль для инвалида, а возможность слышать мир и делать то, что по-настоящему интересно. Если вы стесняетесь своих аппаратов, то замыкаетесь в себе, при этом ваши мечты и цели становятся несбыточными. Очень много зависит от внутреннего состояния: чем более уверенными вы себя чувствуете, тем быстрее развиваетесь как личность, и с вами интереснее общаться другим людям. Бездействие рождает осознание собственной неполноценности.
Если вы верите в себя и у вас есть качественные слуховые помощники – значит, у вас все обязательно получится!