Радуга Звуков

Слухопротезирование детей


Общие требования к слухопротезированию детей любого возраста


В результате слухопротезирования дети должны не только понимать речь, но и по возможности слышать разные звуки окружающей среды так же, как и нормально слышащие люди. Тем самым точное определение индивидуального принятия динамики приобретает огромное значение, и в счет идет практически каждый децибел, который можно предложить уху. Это особенно важно, так как сегодняшние слуховые аппараты очень часто имеют предварительную настройку с очень высоким коэффициентом компрессии и очень низким порогом компрессии, отчего дети не могут воспринимать естественную разницу громкости. В зависимости от ограничения динамики, от компрессии часто невозможно отказаться. Хорошим решением в данном случае было бы расположить порог компрессии задолго до начала речи, чтобы можно было использовать маленький коэффициент компрессии. Хотя при этом будет сжиматься весь речевой диапазон, но разница громкости сохранится.
Необходима ли компрессия, и если да, то насколько велик должен быть коэффициент компрессии и где должен располагаться ее порог, зависит от потери слуха и субъективного ощущения ребенка. Здесь нельзя давать никаких общих рекомендаций.

Детский сад
Слухопротезисту очень редко приходится выявлять потерю слуха у детей в возрасте от 3 до 6 лет; обычно родители приводят к нему ребенка с диагнозом, уже поставленным в клинике, к которому прилагаются данные анамнеза, тональная аудиограмма и значения КСВП.

Проведение слуховых тестов
Дети от 3 до 6 лет слишком любят играть, а потому от них не стоит ждать особой дисциплины. Если Вы хотите получить как можно более точные данные, то ребенок должен воспринимать слуховой тест как игру и получать от этого радость. Учитывая это, слухопротезист должен иметь большой выбор игр для проведения игровой аудиометрии. Ребенка необходимо постоянно поощрять за правильные ответы, пусть это будет всего лишь забавная картинка, появляющаяся на экране. Чем младше ребенок, тем проще должен быть слуховой тест. Для трехлетнего ребенка тесты поначалу можно проводить только в свободном звуковом поле, так как он не привык к ношению наушников. Тем не менее, во время каждого последующего визита нужно пытаться уговорить ребенка, чтобы он прослушал в наушниках хотя бы три-четыре сигнала.

Опробование слухового аппарата
Здесь имеет смысл поступать так же, как и в клинике. Настройте три разных слуховых аппаратов (по возможности с применением RECD) и дайте их ненадолго поносить ребенку; лучше всего опробовать один аппарат в течение одного дня. Для каждой пары слуховых аппаратов снимите аудиограмму в свободном звуковом поле и проведите речевой тест. Попросите родителей описать свои наблюдения и спросите у них, какой слуховой аппарат им будет легче всего обслуживать.

Решение о том, какие слуховые аппараты дать ребенку на длительное опробование, должны принимать Вы, потому что для родителей это непосильная задача, а ребенок пока еще не способен принять такое решение. Зато в решении о том, какую пару слуховых аппаратов выбрать окончательно, Вы вправе ожидать помощи как от коррекционных педагогов и терапевтов, так и от родителей, хотя они и не могут точно описать ситуации, в которых ребенок лучше реагирует с помощью того или другого аппарата, и принимают решение «нутром».

Последующие контрольные визиты
Выбранный слуховой аппарат должен иметь достаточное количество возможностей настройки. Ведь если поначалу Вы можете провести настройку лишь на основании данных объективных измерений, то с течением времени Вы будете получать все более точные субъективные высказывания ребенка, и в соответствии с ними корректировать настройку.

Ребенок должен по возможности приходить к Вам каждые четыре недели. Благодаря этому он привыкнет к проведению слуховых тестов, и вместе с тем ему не наскучат постоянные измерения. Вы должны как можно быстрее получить аудиограмму на всех частотах с точностью до 10 дБ, а также данные о понимании речи громкостью 65 дБ в свободном звуковом поле, с аппаратами и без них (при условии, что потеря слуха позволяет проводить такие измерения). Только на основе всех этих данных Вы сможете с помощью методов предварительной настройки, предназначенных для детей, добиться оптимальной настройки слухового аппарата.

В этом возрасте есть смысл настроить для ребенка две программы прослушивания, учитывая то, что в детском саду относительно шумно, а дома относительно тихо. Одну программу Вы можете настроить для большого количества посторонних шумов, на фоне которых должна четко выделяться речь; при этом особое внимание нужно уделить максимальному ВУЗД. При настройке второй программы нужно уделить больше внимания расширенному динамическому диапазону, чтобы ребенок мог в тишине лучше изучить разницу между тихими и громкими звуками. Было бы целесообразно дать родителям пульт дистанционного управления, чтобы им не приходилось переключать программы на самом слуховом аппарате, потому что в этом случае ребенок нечаянно может сам переключить программу.

Ушной вкладыш
Уши и слуховые проходы в этом возрасте еще очень маленькие, а потому один лишь выбор длины вкладыша уже создает серьезную проблему. Чем сильнее потеря слуха, тем длиннее должен быть канальный кончик. Предпочтительно использовать для вкладыша мягкий материал. Как правило, в данном случае ограничиваются изготовлением чаши. Несмотря на то, что кольцо обеспечивало бы лучшую вентиляцию ушной раковины, ушная раковина обычно так мала, что изготовить кольцо очень трудно, и оно быстро рвется. Когда Вы работаете с детьми трех-шести лет, может случиться так, что Вам придется каждые три месяца делать новый вкладыш из-за непрерывного роста ребенка. И, конечно, цвет вкладыша играет большую роль в его принятии.

Снятие слепка
Чтобы можно было осмотреть слуховой проход, ушную раковину ребенка оттягивают не назад и вверх, а именно назад. Проводить отоскопию нужно очень точно и умело, чтобы слепок был достаточным, но не слишком длинным. Снимать слепки у ребенка должен только очень опытный специалист.

Когда дети впервые проходят эту процедуру, они боятся, так как не знают, будет ли им больно. Весь опыт, который существует у них на этот момент, заключается в том, что эта процедура может быть весьма болезненной, если ранее им чистили уши или лечили их в случае воспаления. Слова «Не бойся, это не больно» говорят ребенку о том, что это все-таки может быть больно, потому что эти слова ему уже доводилось слышать раньше. Лучше всего подготовить ребенка к снятию слепка следующим образом: объясните ему, что Вы хотите сделать изображение его уха изнутри. Покажите ребенку каждый шаг, прежде чем Вы его сделаете. Посветите лучом световода ему на ручки, позвольте ребенку потрогать инструменты и познакомиться с ними. Если ребенок очень боязливый, то вначале всю операцию, шаг за шагом, нужно провести на сопровождающем лице.

Скажите ребенку, что сейчас ему будет немного щекотно, когда Вы будете вкладывать в ухо самостоятельно изготовленный тампон. Прежде чем впрыскивать слепочный материал в ухо, выдавите его немного на руки ребенку. Благодаря этому он сможет почувствовать, как затвердевает материал. Скажите ему, что снятие слепка продлится примерно столько времени, сколько занимает вечерняя чистка зубов. Это хороший ориентир для ребенка этого возраста, потому что он еще не представляет, сколько это – три или пять минут. Слепки нужно снимать один за другим, потому что при этом ребенок может прислониться головой к папе или маме, пока материал затвердевает. Дайте малышу интересную игрушку, чтобы руки у него были заняты, и он поминутно не хватался за ухо.

Аксессуары
Многие дети еще не могут самостоятельно надевать свои слуховые аппараты и не могут сообщить о том, что батарейка села. Поэтому важно, чтобы родители каждое утро проверяли аппараты, прежде чем надеть их ребенку. Воспитательницы в детском саду тоже должны знать об этом и иметь запасные батарейки на случай, если они заметят, что ребенок сегодня реагирует на звуки хуже, чем вчера. Многие современные слуховые аппараты издают предупредительный сигнал о разрядке батарейки. Если приучить ребенка, чтобы он, услышав его, немедленно бежал к родителям или воспитательнице, это окажет большую помощь; но отреагирует ли ребенок на эти звуки, если он с головой ушел в игру, это уже другой вопрос. Как дома, так и в детском саду всегда должен быть наготове тестер для батареек, а взрослые должны уметь им пользоваться. Разумеется, нужно ежедневно пользоваться набором для чистки ушных вкладышей и сушилкой для слуховых аппаратов.

Материал подготовлен специалистами сети Центров хорошего слуха «Радуга звуков».


Страница 1 - 1 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец Все


Возврат к списку

Альметьевск
ул. Ленина, д. 29
+7 (8553) 42 42 90
+7 (939) 310 42 90
Ангарск
82 квартал, д. 2, офис 1
+7 (3955) 52 19 98
+7 (950) 060 07 20
Архангельск
Троицкий пр-т, д. 158
+7 (8182) 27 54 69
+7 (921) 292 52 72
Астрахань
ул. Ленина/ Дарвина, д. 52/2, литер А, помещение 09
+7 (8512) 52 28 90
Барнаул
ул. Шевченко, д. 52а (пр-т Ленина, д. 56)
+7 (3852) 39 03 09
+7 (3852) 36 77 00
Белгород
проспект Богдана Хмельницкого, д. 77
+7 (4722) 33 05 36
Бийск
ул. В. Максимовой, д. 5
+7 (3854) 22 11 50
Братск
Центральный жилой район, ул. Мира, 42
+7 (3953) 41 11 42
Владивосток
ул. Захарова, д. 5
+7 (423) 242 19 20
Владимир
ул. Горького, д. 58
+7 (915) 792 46 25
+7 (4922) 53 70 71
+7 (991) 320 53 78
Волгоград
ул. Невская, д.11а, офис № 19
+7 (8442) 37 37 09
Вологда
г. Вологда ул. Октябрьская д.44
+7 (8172) 21 02 92
Воронеж
Коминтерновский р-н, Московский пр-т, д. 80
+7 (473) 224 79 66
Горно-Алтайск
Коммунистический пр-т, 51
+7( 38822) 2 23 10
+7 (913) 693 50 40
Екатеринбург
пр-т Ленина, 10
+7 (343) 379 05 10
+7 (906) 810 80 67
Иваново
ул. Любимова, д.3
+7 (915) 820 14 55
+7 (4932) 50 14 55
Ижевск
ул. Ленина, д.79
+7 (3412) 68 66 45
+7 (3412) 56 93 30
+7 (919) 916 93 30
Иркутск
ул. Дзержинского, д. 25, офис 204
+7 (3952) 29 11 94
+7 (914) 895 01 19
Казань
ул. Cаид-Галеева, д. 25
+7 (843) 528 09 26
+7 (843) 250 31 36
Калининград
ул. 9 Апреля, д.7
+7 (4012) 33 92 78 (предв. запись)
Калуга
ул. Суворова, д. 142а
+7 (4842) 777 101
Кемерово
пр-т Ленина, д. 103
+7 (983) 212 05 36
Киров
ул. Карла Маркса, 62
+7 (8332) 37 37 73
Комсомольск-на-Амуре
ул. Красногвардейская д.16
+7 (4217) 23 22 50
+7 (909) 826 98 80
Кострома
ул. Советская, д. 109
+7 (4942) 46 64 87
+7 (930) 386 64 87
Краснодар
ул. Постовая, 18 литер А
+7 (861) 267 20 36
+7 (988) 243 05 11
Красноярск
ул. Партизана Железняка, д. 3-Б
+7 (391) 220 15 63
+7 (923) 450 81 89
Курган
ул. Станционная, д. 41
+7 (3522) 43 34 60
Курск
ул. Радищева, д. 25
+7 (4712) 70 12 13
+7 (919) 170 38 09
Липецк
ул. Московская, д. 91
+7 (4742) 31 48 38
+7 (960) 152 30 06
+7 (900) 989 82 72
Магадан
ул. Портовая, д. 4
+7 (4132) 21 11 66
Мурманск
ул. Привокзальная, д. 10
+7 (8152) 45 31 77
Набережные Челны
проспект Сююмбике, д. 17, пом. 181 (41/03)
+7 (8552) 92 32 38
+7 (967) 469 94 45
Нижнекамск
ул. Корабельная, д. 27
+7 (8555) 32 33 53
Нижний Новгород
ул. Бекетова, д. 21/16
+7 (831) 435 12 88
+7 (999) 072 13 12
Нижний Тагил
ул. Папанина, д. 21
+7 (912) 229 09 54
Новокузнецк
Октябрьский Проспект, д.7
+7 (3843) 70 11 08
+7 (996) 415 01 43
Новороссийск
ул. Советов, д. 12
+7 (8617) 64 57 47
+7 (989) 769 71 81
Новосибирск
ул. Челюскинцев, д. 30
+7 (383) 347 36 06
Обнинск
ул. Курчатова, д. 19а
+7 (903) 816 95 50
Октябрьский
ул. Губкина, д. 9, помещение 18
+7 (34767) 7 09 18
+7 (937) 497 85 50
Омск
пр-т Карла Маркса, д. 49
+7 (3812) 46 85 16
Орел
ул. Московская, д. 36
+7 (4862) 25 45 78
Оренбург
ул. Кобозева, д. 25а, каб. №34.
+7 (3532) 77 80 71
Орск
ул. Краматорская, д. 52
+7 (3537) 34 03 53
Пенза
ул. Суворова, д. 139
+7 (8412) 54 14 15
Пермь
Мотовилихинский район, ул. Крупской, д. 38
+7 (342) 258 03 23
Петрозаводск
пр-т Ленина, д. 21,офис № 108
+7 (963) 744 70 13
+7 (8142) 78 37 29
Петропавловск-Камчатский
ул. Ленинградская, д. 100
+7 (4152) 43 39 08
+7 (914) 991 32 93
Псков
ул. Советская, д. 64
+7 (8112) 68 20 24
Ростов-на-Дону
проспект Михаила Нагибина, д. 37
+7 (863) 294 98 80
+7 (863) 22 72 072
+7 (918) 554 98 80
Рязань
ул. Соборная, д. 17
+7 (4912) 994 944
+7 (4912) 28 44 58
Самара
пр-т Масленникова, д. 6
+7 (846) 263 39 18
+7 (846) 263 53 75
Саранск
Проспект Ленина, д. 32
+7 (8342) 47 26 74
Саратов
Деловой тупик, 3
+7 (8452) 35 46 34
+7 (991) 195 64 65
Симферополь
проспект Победы, д. 54
+7 (3652) 57 39 34
+7 (978) 980 02 16
Смоленск
просп. Гагарина, д. 27
+7 (4812) 62 32 50
Сочи
ул. Красноармейская, д.15
+7 (8622) 54 12 38
+7 (988) 163 01 40
Ставрополь
ул. Семашко, д. 1
+7 (8652) 75 54 24
+7 (8652) 29 53 15
Старый Оскол
м-н Королёва, 32в
+7 (4725) 42 06 12
Стерлитамак
ул. Коммунистическая, д. 15.
+7 (3473) 22 29 93
Сыктывкар
ул. Советская, д. 10
+7 (8212) 24 50 75
Тамбов
ул. Московская, д. 29
+7 (4752) 79 67 99
Тверь
ул. Советская, 64
+7 (991) 351 85 81
Тольятти
ул. Максима Горького, д. 61
+7 (8482) 25 18 29
Томск
проспект Фрунзе, д. 25
+7 (3822) 530 535
+7 (953) 915 43 12
Тула
ул. Советская, д. 17
+7 (910) 150 05 83
Тюмень
ул. 50 лет Октября, д. 54/2
+7 (3452) 54 62 50
Улан-Удэ
ул. Кирова, д. 31
+7 (3012) 37 90 98
Ульяновск
ул. Гончарова , д. 56/2.
+7 (8422) 67 53 52
Уфа
Октябрьский район, ул. Ростовская, д. 3
+7 (347) 248 53 90
Хабаровск
ул. Ленинградская, 56А
+7 (4212) 30 03 04
+7 (909) 843 32 33
Ханты-Мансийск
ул. Комсомольская, д. 29
+7 (3467) 33 58 03
+7 (958) 153 94 05
Чебоксары
проспект Ленина, д.53
+7 (8352) 55 10 11
Череповец
ул. М. Горького, д. 43
+7 (8202) 58 73 73
Чита
ул. Коханского, 14
+7 (3022) 28 37 77
Элиста
6-й микрорайон, д. 1
+7 (847-22) 6 87 11
+7 (937) 463 87 11
Юрга
ул. Максименко, д. 24
+7 (38451) 5 06 82
Якутск
ул. Ярославского, д. 24
+7 (4112) 43 50 45
Ярославль
проспект Октября, д. 3.
+7 (4852) 72 07 26