Как правило, дети хорошо принимают измерения в реальном ухе с помощью зондового микрофона. По состоянию на сегодняшний день специалисты рекомендуют использовать методы DSL i/o, NAL-NL2 или DSL 5m. Многие производители уже внесли эти алгоритмы в свои программы предварительной настройки. На основе введенного возраста эти программы «понимают», что речь идет о протезировании детей, и запрашивают дополнительные параметры.
Например, если слуховой тест проводится с помощью внутриушных телефонов, то можно измерить остаточный объем слухового прохода, и тому подобное. Несмотря на то, что этот процесс уже позволяет хорошо настроить слуховые аппараты для ребенка, настройку СА до появления ребенка у специалиста нужно проверить в измерительном боксе и при необходимости изменить. Кроме этого, целесообразно избегать длинных периодов настройки, постоянно подвергая ребенка воздействию звука, когда СА «в первом приближении» уже настроены, а измерения в реальном ухе нужно использовать только как средство точной настройки.
Особенно хороший метод – измерение RECD. Здесь имеет смысл провести всего одно измерение при наличии в ухе ребенка ушного вкладыша. Компьютер сохраняет это значение и проводит коррекцию данных, измеренных в камере связи. Это чрезвычайно ускоряет настройку, так как слухопротезист может в любой момент вернуться к этой величине и заранее полностью настроить слуховой аппарат.
Контрольные измерения
Как и в случае взрослых, речевой тест в свободном звуковом поле дает весьма значимые данные, при этом шкалирование слухового поля для перепроверки динамического диапазона также является важным измерением. В принципе при протезировании детей всегда стремятся к максимальной линейности, чтобы предложить ребенку как можно больший динамический диапазон. Но если использование компрессии все же необходимо, то это измерение позволит использовать ее как можно меньше.
Если нужно изменить настройку слухового аппарата на основе шкалирования слухового поля, то нужно на всякий случай повторить измерения в реальном ухе для громкости 55 дБ, 65 дБ и 80 дБ, чтобы увидеть динамическое поведение СА.
Динамика важна, но не пользуется успехом
Нормально слышащие люди также хотели бы слышать каждый звук с приятной громкостью; но в реальной жизни многие окружающие звуки не просто очень громкие, а слишком громкие. При этом нормально слышащие люди с младенчества знают, что звук проезжающего мимо грузовика очень громкий, а шум оживленной улицы мешает разговору.
Для слабослышащего ребенка это ненормально. И ему вначале необходимо узнать, что в жизни существуют громкие звуки, которые ему придется просто принимать такими, какие они есть.
Борьба за максимальный ВУЗД
До сих пор не существует точной рекомендации о том, каким должен быть максимальный уровень звукового давления, попадающий в ухо благодаря слухопротезированию. Но чем выше используемый коэффициент компрессии и чем ниже порог компрессии, тем бессмысленнее этот спор. Здесь следует упомянуть и технические методы, которые слишком медленны для измерений реальной акустической мощности СА. Наилучшие данные при этом предоставляет измерение порога дискомфорта при наличии СА. Это измерение на всякий случай нужно провести монаурально. Ребенок должен переносить 90 дБ. Если он переносит более высокие громкости, не считая их очень громкими, это может быть знаком того, что СА настроен слишком тихо. А если ребенок ежится даже при небольшой громкости, то аппарат, скорее всего, настроен слишком громко.
Старшие классы
Слухопротезисты, которые настраивают слуховые аппараты для подростков, должны обладать особой чуткостью. В это время у большинства подростков протекает период полового созревания, который считается одним из тяжелейших этапов. Подростки уже хотят сами принимать решения, им кажется, что их чрезмерно опекают, а мнение семьи для многих из них отходит на второй план по сравнению с мнением друзей. В это время они придают огромное значение своей внешности, отчего начинают критично относиться к слуховым аппаратам. Охотнее всего подростки никогда не надевали бы на себя «эти штуки». Или носили бы всего один аппарат. А уж если им все же приходится носить аппараты, они пытаются замаскировать его, отращивая волосы. Даже те подростки, которые посещают коррекционную школу, снимают СА при первой возможности. Бывают, конечно, исключения, но большинство детей реагирует именно так. Однако по мере взросления подростки становятся благоразумнее и вновь начинают носить СА более-менее регулярно, особенно в период окончания школы и начала последующего обучения. Они вдруг по собственной инициативе приходят к слухопротезисту и просят проверить работу слухового аппарата.
Измерения слуха
Получить тональную или речевую аудиограмму для этой возрастной группы очень просто. Однако не следует соблюдать четкий ритм. Многие подростки после первых сигналов начинают отвечать автоматически, даже если слухопротезист не подавал сигнал. Но если каждый раз делать между двумя тональными сигналами нерегулярную паузу, то на ответы подростков, как правило, можно положиться.
Для проверки понимания речи, если это позволяет уровень слуха, можно провести Фрейбургский речевой тест многосложных или односложных слов, как и в случае взрослых.
Новые веяния и поиски компромисса
Во времена кохлеарной имплантации остается все меньше подростков с сильной и глубокой потерей слуха, которые пользуются слуховыми аппаратами. Многие начинают носить кохлеарные импланты и забывают путь к слухопротезисту; или же он отвечает только за аксессуары или запасные части.
Тем не менее, есть такие подростки, которые имеют пороги слышимости на тональной аудиограмме 80 дБ и выше, но хорошо понимают речь с помощью слухового аппарата. Зато во время речевой аудиометрии они неожиданно демонстрируют очень плохое различение речи. Благодаря многолетней слуховой и речевой терапии эти дети научились сочетать услышанное с движением губ собеседника и хорошо понимать речь. Но если заставить их отвернуться и задать вопрос, то они не смогут на него ответить. То же самое происходит во время речевого теста: они не могут видеть лицо говорящего и следовательно имеют слишком мало информации для понимания речи.
И все же большинство подростков, которые обращаются к слухопротезисту, страдают слабой и средней потерей слуха, а потому могут в тихой комнате при разговоре с одним человеком даже без слухового аппарата понимать если не все, то многое.
Итак, теоретически подросток нуждается в слуховых аппаратах с обеих сторон и в FM-системе. Однако, если слухопротезист предложит все это своему юному клиенту, тот либо больше никогда не вернется (по крайней мере, до тех пор, пока он не будет готов демонстрировать свой ограниченный слух окружающим), либо мило улыбнется и кивнет, а дома спрячет FM-систему подальше в стол.
Конечно, бывают и исключения. Но в большинстве случаев нужно быть готовым к поискам компромисса между тем, что будет аудиологически целесообразно, и тем, что будет принято конкретным ребенком. Еще один важный момент заключается в том, что это протезирование будет сопровождать подростка во время одного из самых решающих этапов его жизни. Ему предстоит окончание школы и выбор профессии. С какими слуховыми ситуациями ему придется справляться? Будет ли он посещать институт и участвовать в семинарах вместе с другими студентами, или же пойдет учеником в авторемонтную мастерскую? Ответственность слухопротезиста велика еще и потому, что не каждая семья имеет средства для того, чтобы в случае «крайней необходимости» оплатить новое протезирование ребенка из собственного кармана.
Внутриушные слуховые аппараты
Желание подростков о как можно более незаметных слуховых аппаратах в наши дни уже можно исполнить. Часто они требуют внутриушные слуховые аппараты только потому, что в детстве им постоянно приходилось слышать: они смогут иметь эти СА только тогда, когда станут «большими». Однако нужны ли подростку эти аппараты на самом деле? Даже если в данный момент он и не пользуется FM-системой, всегда нужно иметь возможность ее подключить. Итак, если дорога неминуемо приводит к внутриушным СА, потому что подросток больше не принимает заушные слуховые аппараты, имеет смысл как минимум склонить его к компромиссу и сделать их такими большими, чтобы в них можно было поместить телефонную катушку. Благодаря этому он может использовать много внешних устройств с помощью индукционной петли.
iPod – это круто
Почти каждый школьник регулярно носит на шее наушники с iPod или МР3-плеером. И почти каждый производитель слуховых аппаратов предлагает интерфейс Bluetooth, который можно точно так же носить на шее. Тем самым подросток может использовать дополнительные функции, как, например, прямую передачу голоса собеседника с сотового телефона на СА, не привлекая к себе внимания. Благодаря аудио-кабелю он даже может напрямую подключиться к компьютеру или к аудиосистеме кабинета для изучения иностранных языков. Предложите ему разные виды слуховых аппаратов вместе с аксессуарами для опробования в течение не менее двух недель, и, вполне возможно, что он быстро придет в восторг от их преимуществ.
Проблема повторного протезирования
К сожалению, подростки часто «прикипают» к какому-либо производителю, что является вполне понятным. Не следует забывать о том, что данный вид СА в течение многих лет определял их естественный слух. Даже если благодаря современной технике слуховые аппараты стали во многом сравнимыми друг с другом, молодые люди отчетливо слышат разницу между СА разных производителей.
Изделие отопластики
Времена разноцветных ушных вкладышей остались в прошлом. Как было сказано выше, теперь СА должны быть как можно более незаметными. Наилучшую возможность для этого предлагают ушные вкладыши с тонкой трубочкой. С аудиологической точки зрения использовать их не рекомендуется, потому что очень тонкая трубочка приводит к потере высоких частот. Но, если этот компромисс будет означать принятие заушного протезирования, то к нему нужно быть готовым. Разум вскоре возобладает, а подростку нужно на всякий случай объяснить, что в данном случае Вы делаете ему одолжение.
Настройка слуховых аппаратов
Подростки хорошо сотрудничают и терпеливо переносят все измерения. Но с субъективной точки зрения они всегда пытаются достичь настройки своих прежних СА. К сожалению, многие из них в прошлом носили слуховые аппараты нерегулярно, а потому часто проявляют нетерпимость к оптимальной коррекции. И поначалу слухопротезисту не остается ничего другого, кроме как положиться на субъективные желания клиента. В противном случае подросток просто не будет носить СА. Но ему можно объяснить, на каком уровне он находится с аудиологической точки зрения, и каких параметров должен достичь.
Последующий контроль
После того, как найдены оптимальные слуховые аппараты, следует немедленно договориться о следующем контрольном визите. Объясните подростку, что вы снова и снова будете улучшать настройку СА, и постоянно спрашивайте его о том, как аппарат ведет себя в повседневной жизни. Таким образом, Вы быстро выясните, носит ли подросток СА регулярно, пусть даже в наши дни у слухопротезиста есть для этого другие средства. Гораздо важнее то, что благодаря этому он поймет – Вы всерьез воспринимаете его и его требования.
Терпение и труд все перетрут
Подростков нужно рассматривать как юных взрослых людей. Их анатомические особенности часто уже соответствуют особенностям взрослого человека. Для них можно без проблем проводить измерения в реальном ухе и речевые тесты, предусмотренные для взрослых, и можно рассчитывать на хорошее сотрудничество. С одной стороны, слухопротезирование подростков требует от специалиста много чуткости и терпения; но оно дает и много радости. Участие в этом процессе родителей, путь даже они присутствуют не на каждой встрече, по-прежнему важно, поэтому имеет смысл запланировать время для общения с ними. Сам же подросток в этот период постоянно разрывается между своими желаниями и реальностью. Первый шаг к благоразумию он совершает уже тогда, когда приходит к Вам с целью слухопротезирования. Если Вы дадите ему высказаться и пойдете ему навстречу, он не перестанет Вас удивлять. Он вдруг начнет регулярно носить свои слуховые аппараты, приходить к Вам за батарейками и все сознательнее относиться к своей потере слуха.