Первый визит к сурдологу всегда доставляет родителям немало волнений и переживаний. В голове крутятся вопросы: вдруг ребенок не пройдет тестирование? что делать, если будет выявлено нарушение слуха? каким образом можно понять, что на самом деле слышит малыш, которому только исполнилось полгода?
Существующие на данный момент методы диагностики слуха позволяют получить достоверные ответы на эти вопросы. Чтобы первое в жизни ребенка обследование прошло с максимальной пользой и оставило у него положительные воспоминания, взрослые должны соблюдать ряд несложных правил.
Как грамотно подготовить малыша к встрече с сурдологом, рассказывает директор центра хорошего слуха «Радуга звуков», врач-сурдолог Оксана Гринчик.
Прежде чем записаться на прием к сурдологу, большинство родителей неоднократно проводят диагностику слуха своего ребенка в домашних условиях. Их волнуют вопросы, связанные с тем, что и как слышит их малыш: на какие конкретно звуки, каким образом и в каком возрасте он должен реагировать? Нужно ли переживать, если громкий неожиданный звук не беспокоит ребенка или на слова мамы никакой реакции нет?
Дополнительную путаницу вносит огромное количество информации, размещенной на медицинских и околомедицинских сайтах и форумах в интернете.
Между тем универсальная рекомендация мамам и папам звучит следующим образом: если вы предполагаете, что малыш не слышит или недослышивает какие-либо звуки, если он показывает неожиданную реакцию на привычные для вас сигналы, его необходимо показать специалисту.
Только врач-сурдолог может провести профессиональную диагностику с использованием различных методов, достоверно оценить состояние слуховой системы и в случае необходимости направить на коррекцию слуха.
Если по какой-то причине ребенок не проходит первичное тестирование, его направляют на проведение более глубокого обследования слуховой системы: метод КСВП и ASSR-тест в состоянии естественного сна.
Как правило, на самый первый прием приходит вся семья, папа контролирует ход диагностики, мама общается с малышом. Самый частый вопрос: «Ну, что скажете, доктор? Он слышит?». И если ответ отрицательный или результаты первичного обследования вызывают сомнения, родители реагируют крайне болезненно.
Но что же на самом деле происходит с маленьким ребенком во время самой первой диагностики? Однозначно он как губка «ловит» эмоциональное состояние папы и мамы и вслед за ними начинает волноваться, что в свою очередь может стать причиной «непрохождения» тестов. В данной ситуации успешность диагностики зависит от профессионализма врача-сурдолога, его умения найти подход не только к малышу, но и к его родителям, создать во время приема комфортную, доброжелательную атмосферу.
В центре мы используем различные приемы, помогающие ребенку и родителям настроиться на прохождение тестов. В частности, мамам предлагаем послушать звуки в наушниках, чтобы они могли понять, как именно проходит аудиометрия, и удостовериться в безопасности обследования. В нашей практике есть случаи, когда диагностику удавалось провести не с первого раза, и малышу даже разрешалось поиграть в кабинете сурдолога за несколько дней до приема. Понимая всю важность получения правильного результата как можно раньше, мы всегда идем навстречу семье и создаем наиболее комфортные для них условия.
Все специалисты знают, что самым сложным возрастом для проведения диагностики слуховой функции является возраст от 0 до 3 лет. Каким образом правильно оценивать реакции на звуки у детей столь раннего возраста и какие методы обследования можно использовать? Остановимся на этих вопросах более подробно.
Для удобства рассмотрим отдельно три возрастные группы, потому что в каждой есть свои особенности:
Большинство обследований слуха в этом возрасте являются объективными, поэтому крайне важно, чтобы маленький пациент был спокойным, в хорошем настроении, чтобы позволил вставить в свой крошечный слуховой проход диагностический датчик. Оптимальным вариантом становится проведение всех необходимых тестов в состоянии естественного сна.
Обсуждая с родителями дату и время визита, необходимо заранее узнать расписание сна и бодрствования малыша и назначить встречу на время, когда ребенок будет накормлен и хочет спать. Идеальное время приема — перед первым или вторым дневным сном. Еще один немаловажный нюанс — у маленького пациента не должно быть температуры, насморка или кашля, то есть он должен быть здоров.
Как показывает опыт работы сурдологов нашего центра, наиболее легкий в проведении и комфортный диагностический метод для малышей в возрасте до 1 года — отоакустическая эмиссия (ОАЭ-тест). Проводится она после отоскопии, в полной тишине, лучше всего в состоянии естественного сна, и является самой «тихой» и наименее чувствительной для ребенка процедурой.
Второй диагностический этап — тимпанометрия. По нашим наблюдениям, чаще всего негативные реакции у детей первого года жизни вызывает рефлексометрия (измерение акустических рефлексов), поэтому ее проводим в самом конце обследования.
Завершающий этап диагностики — оценка поведенческих реакций на звуки. В этом возрасте они следующие: замирание, вздрагивание, расширение зрачков на звук и другие. Важно помнить, что в зависимости от возраста малыши по-разному реагируют на предъявляемые звуковые сигналы различной громкости:
Во время оценки поведенческих реакций на звуки очень хорошо себя зарекомендовали звукореактотесты Колибри. С их помощью можно не только дать звук нужной интенсивности, но и подготовить маленького пациента к игровой аудиометрии.
В этом возрасте с ребенком сложнее всего найти общий язык и вызвать доверие, и если в кабинете сурдолога ему изначально что-то не понравится или испугает, он может не дать до себя даже дотронуться, не говоря уже о том, чтобы разрешить вставить диагностический датчик в ухо и провести обследование. Дети в этом возрасте спят гораздо меньше младенцев, у них появляется больше отвлекающих факторов, они с большей настороженностью относятся к незнакомым людям.
На первый план выходит поиск контакта с малышом, и хорошим решением может стать интересная игрушка, которая поможет переключить его внимание, а также привлечение к процессу диагностики сурдопедагога. Если и эти приемы не сработают, выход один — проводить обследование в состоянии естественного сна.
Хорошим подспорьем в этом возрасте становятся подготовительные игры перед визитом к сурдологу. Родители вместе с малышом играют в «доктора», дают послушать ему музыку через внутриушные наушники, с помощью фонарика осмотреть свои уши, то есть делают все, чтобы снизить уровень тревоги у ребенка, чтобы он понял: прием у врача-сурдолога — это не страшный или опасный, а, наоборот, интересный, увлекательный и безопасный процесс.
Когда речь идет о нормотипичных детях, то в этом возрасте большинство из них спокойно идут на контакт с незнакомыми людьми, они любо-знательны и открыты для общения.
С ними можно договориться вербально, объяснить, каким образом проводятся те или иные диагностические процедуры, используя их желание узнавать что-то новое, и даже уже на первом приеме провести игровую аудиометрию. Для дополнительного комфорта и снижения общего уровня тревоги с ними также используются тематические игры как дополнительный способ подготовки к приему у врача-сурдолога. В качестве примера можно снова привести игру «в доктора», прослушивание музыки или просмотр мультфильмов с использованием внутриканальных наушников.
Задача родителей на этом этапе развития ребенка заключается в том, чтобы показать, что визит к сурдологу ничем не отличается от других событий в их жизни. Если малыша должным образом подготовить к обследованию, то уже на первом приеме получится провести все необходимые тесты.
Сложности в большинстве случаев возникают, если ребенок к этому возрасту имеет серьезные недиагностированные нарушения слуха, или у него есть сопутствующие заболевания (например, проблемы со зрением, задержка психического и умственного развития и т.п.). Из-за невозможности установить вербальный контакт, порой крайне сложно выстроить доверительную коммуникацию и объяснить этому ребенку задание таким образом, чтобы он его понял.
Важно помнить, что у детей с доречевыми формами тугоухости ключевое значение имеет ранняя диагностика и незамедлительное начало реабилитационных мероприятий. Если у родителей появляются какие-либо подозрения, что со слухом малыша что-то не так и он развивается чуть медленнее, чем его сверстники, единственно правильный выход — записаться на прием к врачу-сурдологу.
В случае обнаружения каких-либо нарушений слуха ребенку ему могут быть рекомендованы разные технические средства коррекции: слуховые аппараты, системы кохлеарной имплантации, дистанционные микрофоны. И об этом тоже нужно рассказывать родителям уже при первичной постановке диагноза. Потому что только ребенок, которому своевременно подобрали подходящее именно ему техническое средство реабилитации, получает шанс познакомиться с миром звуков, догнать своих сверстников по уровню слухоречевого и когнитивного развития.